Основные стратегии вмешательства в ситуацию буллинга

Где кроются истоки высокого уровня агрессии в обществе? В ментальности? В низком уровне духовности? В кризисе семейных ценностей?

Разумеется, проще сослаться на одну из выше перечисленных причин и ничего не делать. На самом деле все проблемы детства и подросткового возраста определяются уровнем профессионализма воспитателей и педагогов их окружающих. Это выбор нужного образовательного маршрута в работе с детьми и подростками (формирование личности по образу и подобию лучшего). Это правильное распределение ответственности и правильная постановка целей.

Традиционный дисциплинарный метод

Согласно исследованиям, которые проводились среди педагогов и преподавателей многих стран, включая США, Канаду, Австралию, Германию, Норвегию и Финляндию, около 75% педагогов считают этот метод наиболее эффективным во многих ситуациях травли.

Метод заключается в том, чтобы прекратить издевательства путём применения санкций или наказания агрессора. При этом остальные ученики получают «послание» о том, что будет с ними, если они примут участие в издевательствах. Кого-то из подростков это может остановить, но чаще всего издевательства продолжаются в более скрытой форме или в местах, где нет свидетелей, что совсем не уменьшает страдания жертвы.

Этот метод требует высокой степени корректности, которой бывает трудно добиться. Тем не менее, в случае насильственного и криминального поведения, или, если все остальные методы оказались неэффективными, следует налагать санкции.

Поддержка и помощь жертве буллинга

Метод предполагает обучение тех, кто подвергается издевательствам. Жертву учат более эффективным стратегиям поведения в общении с агрессором. Детям, на которых направлена агрессия и насилие, внушают быть менее уязвимыми. Наставляют как вести себя более уверенно.

Одна из техник, которой можно обучать жертву, подразумевает признание того, что агрессор действительно верит в те негативные вещи, которые говорит, но жертва не должна принимать их близко к сердцу. Не должна пугаться и не реагировать на устрашения. Это может быть эффективным в тех случаях, когда нет групповой травли. Там, где обидчик и жертва взаимодействую один на один.

Медиация

Согласно этой стратегии, участники конфликта привлекаются к работе с подготовленным педагогом или психологом (медиатором), что помогает найти обоюдно приемлемое решение их проблем. Главным условием является готовность обеих конфликтующих сторон идти на компромисс и искать решение при содействии нейтральной персоны.

Стратегия работает эффективно только в тех случаях, когда агрессор и жертва искренне заинтересованы в разрешении конфликта, а медиатору удаётся оставаться беспристрастным. По этим причинам применение её ограничено.

Часто агрессор не заинтересован в разрешении конфликта, а посреднику трудно сохранять нейтральную позицию в ситуации несправедливого отношения, коим и является буллинг.  И всё же, эффективное применение этой стратегии помогает создать в коллективе атмосферу и традицию взаимоотношений, в которой вряд ли будет процветать травля или любое другое агрессивное поведение.

Метод восстановления

Метод основывается на том, что агрессору помогают осознать своё неприемлемое поведение. Когда обидчик начинает испытывать чувство стыда и раскаяния, что в дальнейшем влияет на его поведение. И это подтолкнёт его к восстановлению разрушенных отношений с жертвой.

Применять этот метод возможно на общественных собраниях, с участием тех, кто вовлечён в конфликт и обязательно в присутствии авторитетных взрослых, например, родителей. Метод результативен в работе с группой, когда в конфликт вовлечены свидетели на стороне bully. Необходимым условием для эффективности является проявление раскаяния со стороны агрессора, в совокупности с готовностью жертвы и других участников принять извинения или другие попытки к примирению.

Метод групповой поддержки

Этот подход исключает наказание или другие дисциплинарные меры. Метод заключается в том, чтобы участники, которые издевались над кем-то из ребят, в ходе группового обсуждения прочувствовали и признали очевидные свидетельства боли и страдания жертвы травли.

Среди присутствующих на обсуждении должны находиться друзья обиженного и те, кто хорошо относится к нему. А вот жертва не должна принимать участие в таком собрании. Всем участникам предлагают найти решение и сказать, что можно сделать для изменения ситуации и как защитить жертву от насилия.

Метод подходит для случаев буллинга, где нет элементов насилия или криминала. В данном подходе необходимо повлиять на изменения поведения обеих сторон конфликта. Иначе, есть риски усиления травли со стороны агрессора.

Метод разделения ответственности

Метод также относиться к подходам, без использования мер наказания. Применять этот метод лучше в тех случаях, когда речь идёт о групповой травле, а жертва ведёт себя провокационно.  

Сначала проводится индивидуальная работа со всеми сторонами конфликта. И только когда в индивидуальной работе появляется прогресс, следует переходить к групповой встрече всех «агрессоров». Задача рассмотреть в ходе обсуждения возможные варианты решения проблемы. После чего к обсуждению проблемы привлекают жертву, и все вместе договариваются о решении.

Несмотря на то, что на реализацию этой стратегии требуется время, она даёт убедительные положительные результаты. Следует сказать, что по статистике примерно в 20% случаев травли жертва демонстрирует провокационное поведение.

Случаи, связанные с насилием и криминальным поведением, описанными выше способами не разрешаются.

1 комментарий к “Основные стратегии вмешательства в ситуацию буллинга”

  1. Good day! I just wish to give you a huge thumbs up for your excellent information you have got here on this post. I am coming back to your blog for more soon. Good day! I just wish to give you a huge thumbs up for your excellent information you have got here on this post. I am coming back to your blog for more soon. נערות ליווי בבת ים

Комментарии закрыты.

Top