Ребёнок в школе должна быть счастлив: памятка педагогу

Речь пойдёт не о надуманной проблеме — речь пойдёт о совершенно прагматичных вещах. С точки зрения психологии миелинизация нервных волокон происходит в состоянии покоя. Это значит, что освоение нового знания происходит только, когда человек не находится в состоянии стресса.

Стресс — это особое состояние психики. В состоянии стресса все силы организма тратятся на выживание и на прекращение состояния угрозы. Оказавшись в таком положении, ребёнок не учится. Только в состоянии развития познавательной активности, детям хочется попробовать что-то новое, развиваться, совершенствоваться, учиться и так далее. Это два совершенно разных состояния, разных даже на физиологическом уровне.

Практика, нагнетания напряжения, или провокация состояния постоянной паники перед контрольными и экзаменами не должна иметь места в школе.

В реальности

Для среднестатистического школьника пребывание в школе – это смена двух состояний, безнадёжной скуки и страха. И наоборот, благоприятные и творческие взаимоотношения ученика и учителя встречаются редко. Чем ребёнку страшнее, чем устойчивее конфронтация между участниками образовательного процесса, тем меньше шансов у детей чему-то научиться. Потому как мозг ребёнка в это время не способен воспринимать и усваивать новое знание.

В любой социальной среде человек зависит от группы. Если группа изгоняет, отвергает, угрожает одному, то в человеке просыпаются древние инстинкты, вызывающие сильный стресс с разрушительными последствиями для психического и физического здоровья ребёнка.

Выводы профессионального сообщества

Скандинавские специалисты провели исследования, и оказалось примерно 5% детей в школе подвергаются буллингу, то есть травле с серьёзными последствиями. В соотношении с основной массой школьников скандинавских стран 5% составляют 40 тысяч детей. После публикации такой ужасной статистики, в течении трёх последующих лет профильные специалисты и представители правительства проводили информационно-просветительский проект в средствах массовой информации под лозунгом «Давайте защитим наших детей от травли».

Применительно к российскому школьному сообществу статистических данных соседей — в зоне риска находится огромное количество детей. Представьте, около миллиона детей каждый день идут в школу в состоянии напряжения и стресса. Это совершенно неоценённый масштаб проблемы и, следовательно, серьёзных последствий для самих учеников и общества в целом.

Чего не понимают взрослые

К сожалению, в преподавательской среде существует одна проблема – учителя в школе не учитывают факт работы с группой. Сложившаяся классно-урочная система придумана не детьми. Класс учеников, собранных по возрастным и другим признакам, становиться группой со своей динамикой, что следует принимать к сведению взрослым, работающим с этой группой. Поэтому учителю должно учитывать динамику взаимоотношений в группе и брать на себя ответственность за происходящие процессы. Что не всегда находит понимание в школьном сообществе.

Дисфункциональность группы – это болезнь. Если группа заболела травлей, а взрослому удалось лишь вытащить жертву травли, без профилактических мер по отношению к самой группе, то с большой долей вероятности через неделю на его месте окажется другой. Всё дело в том, что группа уже натренировалась на дисфункцию и она будет продолжать. Именно этот факт не осознаётся взрослыми, и очень часто проблема агрессии просто сводится к проблеме личности. Поясняя причины травли, взрослые ссылаются на некие обстоятельства в их семьях или на особенности детских характеров. На то, что повлиять на отношения не могут, раз уж группа не любит одного. Что совершенно неправильно и лишает возможности конструктивного разрешения проблемы. Сами же булли в беседе часто ссылаются на неосознанность собственного поведения. Не могут пояснить причины агрессивного поведения, несмотря на то, что в общем неплохо относятся к жертве травли.

Травля группой – это мощная динамика, мощная энергия, перед которой дети беззащитны, как минимум до подросткового возраста. Позже, в возрасте 12-13 лет многие дети имеют достаточный внутренний ресурс, чтобы сказать – нет. Заявить, что ему это не нравится, что он в этом участвовать не будет. Для некоторых детей это тяжёлая нагрузка личного выбора и помощь взрослого просто необходима. Детишки помладше вообще ничего не могут противопоставить агрессии. Понимают и осознают личную драму, только оказавшись в процессе травли. Кто же должен отвечать за благополучие группы? — Разумеется, взрослый! Задача взрослого не допустить дисфункции группы или класса.

Учителя действительно часто не понимают, насколько тяжело страдают дети. Не дают реальной оценки обстановке в классе. Большинство наставников предпочитают не вмешиваться во взаимоотношения детей. Почему? – Инертность и конформизм.

Кто запускает механизм травли

Если в школе директор позволяет себе грубо разговаривать с учителями, то в этой школе ученики чаще будут хамить учителям и риски буллинга возрастают.  Дети видят, что учитель позволяет к себе такое отношение и цепочка взаимоотношений выстраивается по «образу и подобию» отношений взрослых. Ребята считывают это неосознанно на невербальном уровне. Если с директором школы по-хамски разговаривает чиновник – в такой школе будет больше агрессии. Это параллеизм системы. Когда определённая модель поведения возможна на одном этаже системы, тогда это допустимо на всех нижестоящих уровнях. Правила устанавливают взрослые. Дети перенимают характер отношений и считают, что могут вести себя также.

В начальной школе в 90% случаев инициатором буллинга является учитель, очень часто не осознавая этого. В младших классах дети абсолютно доверяют учителю, у них включено поведение следования. Детишки смотрят учителю «в рот». И, если наставник о каком-то ребёнке отзывается нелестно или он ему не нравиться, не симпатичен, раздражает или мешает, то тем самым учитель делает послание классу с подтекстом «лучше бы его тут совсем не было …». Чем и создаёт проблему. Бывает, что сознательно и демонстративно. Тогда это, мягко говоря, непрофессиональное поведение.

Например, внешними проявлениями: закатывает глаза, горько вздыхает, пожимает плечами и отворачивается, — давая понять, что этот ребёнок вредит группе, без него класс был бы успешнее. Дети – гаперлояльны. Естественно, в этой ситуации срабатывает инстинктивное поведение: нужно выгнать того, кто нам мешает, нужно поставить его на место и так далее.

В этих случаях булли является учитель, а участниками или свидетелями остальной класс. Так запускается травля.  Учителю следует следить за своим поведение и контролировать свои действия.

Главное в понимании проблемы — ответственность взрослого. До тех пор, пока педагоги будут снимать с себя ответственность и возлагать «надежды» на решение проблемы семьёй – буллинг будет актуальной проблемой школы.

1 комментарий к “Ребёнок в школе должна быть счастлив: памятка педагогу”

  1. Good day! I just wish to give you a huge thumbs up for your excellent information you have got here on this post. I am coming back to your blog for more soon. Good day! I just wish to give you a huge thumbs up for your excellent information you have got here on this post. I am coming back to your blog for more soon. נערות ליווי בבת ים

Комментарии закрыты.

Top