Развитие социальной компетенции лежит в основе воспитания ребёнка дошкольного возраста. Хорошее воспитание влияет на межличностные отношения ребёнка – он легко находит друзей, умеет сотрудничать в команде и без труда коммуницирует с миром взрослых, поэтому социальные навыки так важны. Их необходимо развивать с раннего детства и совершенствовать на протяжении всей жизни, потому что именно умения и способности, которые формируются у ребёнка при взаимодействии с обществом, влияют на качество общения с людьми. Хорошие социальные навыки помогут вашему малышу адаптироваться в детском саду и школе, без труда найти зону своей профессиональной деятельности в будущем.
Социальные навыки, дорогие родители, это важнейший показатель эмоционального интеллекта! Тех навыков и способностей, которые определяют умственный потенциал ребёнка, его способность критически мыслить.
Какие социальные навыки нужно развивать?
- Умение просить, принимать и оказывать помощь
Без умения просить помощь ребёнок будет лишать себя ценных советов. Отсутствие навыка принимать помощь приведёт к проигрышам, а неумение оказывать помощь сделает ребёнка эгоцентричным.
- Пусть ребёнок помогает нуждающимся: подтягивает отстающего одноклассника
- Поясняйте, что получать помощь друзей и учителей – не стыдно
- Покажите на собственном примере, что взаимопомощь обогащает опытом: расскажите, как обменивались советами с коллегами
2. Умение вести разговор и получать нужную информацию
Быть хорошим собеседником сложно, но навык оттачивается с годами и приносит массу пользы.
- Подсказывайте ребёнку варианты развития диалога: начать разговор можно с уместного вопроса о помощи…
- Не оставляйте ребёнка в роли бессловесного слушателя: обсуждайте семейные вопросы и спрашивайте его мнение
- Поддерживайте публичные выступления детей: доклады в школе, спектакли, весёлые рассказы в окружении близких добавят уверенности
3. Эмпатия
Развивайте способность распознавать эмоции других людей, ставить себя на их место, сопереживать. Эта способность делает ребёнка человечным, благоразумным.
- Начните с распознавания собственных чувств ребёнка – бесполезно прислушиваться к людям, если человек не чувствует личные переживания. Спрашивайте после ссоры с друзьями: Как ты себя чувствуешь? Если устал: Хочешь отдохнуть? – проявляйте личное сочувствие и это будет лучшим примером.
- После конфликта с друзьями беседуйте о том, как себя вели и что чувствовали все участники ссоры
- Во время просмотра мультфильмов и чтения сказок, обращайте внимание на эмоциональное состояние персонажей
4. Умение работать в команде
Многие дети легко справляются с поставленной задачей в одиночку, но это не повод отказываться от работы в команде. Это возможность обмениваться идеями и опытом, разделять ответственность, распределять обязанности и быстрее достигать цели.
- Если тесного контакта с одноклассниками у ребёнка нет, то можно компенсировать командную занятость кружковой деятельностью по интересам ребёнка
- Сделайте семью дружной командой: совместная бытовая работа, коллективные вылазки на выходных, подготовка к торжественным датам членов семьи
5. Уважение личных границ
Отсутствие навязчивого желания вмешиваться в чужую жизнь, помогает завоевывать симпатии людей.
- Уважайте личные границы ребёнка: не входите в детскую без предупреждения, не ройтесь в личных вещах, если это не угрожает жизни и безопасности ребёнка
- Если ребёнок нарушает чужие границы (берёт чужие игрушки и вещи без разрешения, задаёт неудобные вопросы) – поговорите с ним об этической стороне вопроса
6. Умение преодолевать конфликтные ситуации
Задача научить ребёнка культурно вступать в обсуждение, отстаивать свою точку зрения, не вестись на провокации собеседника.
- Обсуждайте возникшие проблемы без повышения голоса, спокойно. Не давите на ребёнка родительским авторитетом без острой необходимости.
- Не обсуждайте людей за взгляды, которые отличаются от принятых в вашей семье. Покажите ребёнку, что мир очень разный.
- Нужно научить ребёнка ведению споров цивилизованно, начиная с детского сада. Показать положительные примеры ведения дискуссий: собственный опыт; видео примеры
7. Уверенность в себе
Стабильная и адекватная самооценка. Она формируется под воздействием множества факторов: отношения между родителями, роль ребёнка в семье, особенности окружающей среды в раннем детстве. Задача вырастить ребёнка ни самовлюблённым, ни чересчур застенчивым.
- Хвалите ребёнка за личный прогресс: чтобы получить комплемент от родителей не обязательно занимать призовые места – усердие, стойкость и проявленный интерес тоже заслуживают похвалы.
- Объясняйте, напоминайте детям, что они, как и все люди на земле, заслуживают любви и уважения
Разумеется, важнейшим этапом формирования базовых социальных навыков является детский возраст, однако, если в силу непреодолимых обстоятельств время упущено, то процесс взаимодействия с окружающим миром можно и нужно восстанавливать в любом возрасте. Если в помощи профильного специалиста нет нужны, семья самостоятельно может помочь ребёнку в развитии социальных навыков.
Общие рекомендации
- Будьте терпеливы
Не подгоняйте ребёнка, чтобы быстрее закончил дела. Дайте ему проявить инициативу и самостоятельность: не бросайтесь на помощь во время сборов в школу. Это относится к выполнению домашнего задания и других поручений или занятий.
2. Поддерживайте начинания
Детские мечты кажутся взрослым пустяковыми, но инициатива с годами превращается в привычку и помогает открывать новые проекты и экспериментировать.
3. Критикуйте правильно
Высказывая негативные замечания помните о золотом правиле критики: нужно анализировать работу, выделяя и положительные, и отрицательные стороны в вежливой форме. Комментируйте конкретные поступки ребёнка, а не личность или внешность – это приведёт лишь к проблемам с самооценкой (формируем комплексы).
4. Право выбора
Детям важно ощущать, что их голос учитывается, влияет на ход событий. Предлагайте ребёнку самому выбирать что смотреть, что одевать, какие книги читать. Обязательно интересуйтесь его планами, прежде (вместо того) чем настоять на своих.
5. Личное пространство
Организуйте ребёнку место, где он может побыть в одиночестве. Личные вещи без разрешения трогать нельзя! Нельзя: делать перестановку без согласования, читать переписку с друзьями, проверять карманы и так далее.
Таким образом, демонстрируя уважительное отношений к ребёнку, дорогие родители, вы даете личный убедительный пример этического поведения – передаёте собственный социальный опыт — дети, перенося модели поведения в среду собственного общения со сверстниками, развивают и совершенствуют социальные навыки. Что важнее всего при такой системе взаимодействия — отношения в семье становятся доверительными, дружескими и теплыми.