Причины возникновения буллинга

Буллинг или травля в детских коллективах это характерные признаки нашего времени. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться в причинах и следствиях.


Дедовщина. Уверенна, многие родители слышали о таких неприятных фактах. А ведь это тоже травля одного группой лиц. Несмотря на совершеннолетний возраст и уставные отношения в армейских коллективах, такие факты повторяются часто.
Если проведём экскурс в историю прошлых столетий, то и там можно  найти множество примеров группового насилия по отношению к одному человеку, перешедшую в массовый террор целых районов и поселений. Это не только бандитские группировки из наших «славных 90-х» прошлого столетия, это и известная бирмингемская банда из 90-х 19 -го столетия в Англии. История которой положена в сюжет известного сериала «Острые козырьки».


Приводить множество аналогичных примеров по всему миру, не имеет смысла. Понятно, что причины травли не являются следствием национального характера, а имеют социальные истоки, формирующиеся в определённых условиях при наличии определённых предпосылок.

Иными словами, причины травли носят личностный характер и формируются в семье или некой общественной группе, при наличии определённых факторов. Причинами возникновения буллинга могут быть как индивидуальные, так и социо-психологические особенности подросткового возраста

Роль взрослых

Нередко взрослые, не осознавая того, сами провоцируют травлю. Способствуют буллингу через провокацию булли.  


Иногда родители используют метод травли в качестве воспитания «силы» и » смелости». Они считают, что насмешки и тычки — это необходимый этап взросления, ссылаясь на традиции и обычаи. Только невозможно стать сильным, уверенным в себе, уважающим себя и других в условиях каждодневного насилия и унижения. Наоборот, это ложный путь взросления. Это психотравмирующая ситуация, которая оказывает влияние на всю последующую жизнь ребёнка. И уж точно нейтральным в ситуации буллинга такой ребёнок не останется. Выбор невелик, он станет или агрессором, или жертвой. О последствиях травли для всех участников мы поговорим в следующих публикациях. 


Или кому-то из наставников это кажется хорошим способом, управления детским коллективом. Они не задумываются, что критика ребёнка при всей группе/классе это противопоставление «всех успешных» одному-двум » тянущим и задерживающим».  Дети начальной школы с готовностью подхватывают это отношение и начинают ставить на место того, кого учитель представил не таки как все. Так группа открывает для себя травлю.  Оказывается можно сплотиться против кого-то, и издеваться над ним, чувствовать единство, принадлежность. Чего и требуют задачи возраста. 


Всех участников травли охватывает упоение, удаль, эйфория. Потому что вместе! Однажды, испытав это чувство, хочется его повторить. И ребёнку становиться страшно и сложно: вдруг ты перестанешь быть «правильным» членом группы и станешь изгоем. Чем больше ребёнок не уверен в себе, тем более вероятно, что он будет активно участвовать в травле как массовка — конформное поведение

Конформность – свойство личности, характерное для тех, кто легко следует за мнением другого человека/группы людей, отказываясь при этом от своего. Часто таких людей называют ведомыми


Таким образом, травля — проблема группы, проявление групповой динамики. Детские коллективы становятся перед ней беззащитны, если нет взрослого, который руководит психологической атмосферой в группе. 


В чём особенность класса? Дети не выбирали быть друг с другом, их так распределили для удобства взрослых. Группа, которая не выбирала быть вместе и у которой нет общей позитивной цели, испытывает внутренний конфликт: есть потребность в сплочённости, а повода нет. Группа не имеет общей позитивной цели. Каждый сам за себя, нет общих побед и поражений. Нет того, чем это сообщество могло бы заниматься, координируя усилия и договариваясь о распределении ролей.

Групповые факторы

⦁    взаимодействие подростков на основе доминирования;
⦁    формирование коллектива по критерию силы её участников;
⦁    достижение участниками коллектива желаемого социального статуса через унижение и ущемление интересов других участников группы;
⦁    отсутствие или антисоциальное содержание совместной, значимой для личности и группы деятельности.

Хороший показатель групповой сплочённости — сбегание с уроков. Кстати, никто в профессиональном сообществе не слышал о травле в дополнительном образовании.

Индивидуальные факторы: агрессивное, виктимное, конформное поведение

Индивидуальные факторы это то, что определяет роль ребёнка в группе/классе.  Те мотивы, которыми руководствуется агрессор (в дальнейшем булли) или определяет своё место жертва.  Это проявление основных черт характера, воспитанных родителями. Если в ребёнке с младенчества правильно не развивали эмоциональный интеллект. Не формировали базовые представления о добре и зле, то издержки воспитания будут доставлять массу проблем, как родителям, так и самому ребёнку при адаптации в любом коллективе. 

Низкий уровень воспитания ребёнка это основной фактор, провоцирующий причины буллинга.  Чаще этот случается  в неблагополучных семьях, где педагогический уровень культуры родителей низкий. Иногда причиной индивидуальных особенностей детей может быть как равнодушие со стороны родителей, так и гиперопека. Ребёнок с неадекватно заниженной самооценкой легко становится жертвой. Именно поэтому необходимо хвалить детей за всякое действие, даже неудачное.  Поощрять и создавать условия, для самостоятельности и проявления инициативы. 

Внутрисемейные конфликты снижают у ребёнка чувство самосохранения. Скандалы и ссоры создают предпосылки для формирования моделей виктимного (ущербность жертвы) или агрессивного (булли) поведения у ребёнка в кругу сверстников.

Ещё одним триггеров буллинга являются завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка. Часто это подталкивает к прогулам и вовлечению в дворовые группировки. В этом случае у ребёнка есть все шансы стать жертвой. Раннее и своевременное вовлечение детей в различные виды деятельности, формируют у них позитивные интересы и потребность продуктивной деятельности, что уменьшает риски вовлечения в деструктивные группы. 

Просмотр запрещённого по возрастным критериям контента, может спровоцировать агрессию и желание доминировать. Так, удовлетворяя стремление «повзрослеть», ребёнок может легко стать агрессором или жертвой.

Личные мотивы булли (агрессора)

⦁   чувство зависти, мести или неприязни;
⦁   борьба за власть;
⦁   нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
⦁   самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей;
⦁   стремление быть в центре внимания, удивить, поразить;
⦁   стремление «приколоться»;
⦁   желание унизить, запугать.

Если есть травля, страдают все. И бороться с ней нужно всем вместе!

Top