Повышение эффективности мышления и деятельности малыша

Первый эмоциональный опыт малыш получает с пелёнок. Это и мамина улыбка, и ласковое касание маминых рук во время пеленания, и задорное улюлюкивание в минуты игры или массажа. Когда младенец подрастёт, начиная с годовалого возраста, при рассматривании детских картинок, родители начинают учить малыша произношению осмысленных слогов и звуков, мотивируя его к действию собственным примером. Выполняя важную роль проводника новой информации, родитель чаще всего не задумывается о смыслах действия. Однако, описывая сюжет или изображение на картинке, родитель решает важнейшие задачи по развитию речи ребёнка или ознакомлению его с окружающим миром. Главное в этом процессе то, что основным орудием достижения эмоционального отклика со стороны малыша в решении учебной задачи, является интонация рассказчика. Как это работает?

Использование эмоций для направления внимания на приоритетные для мышления вещи, акцентируя внимание на важной информации

Допустим, вы занимаетесь развитием речи и ознакомлением с окружающим миром. Тогда, описывая животное на картинке, вы подражаете звукам, издаваемым этим животным. Закономерность следующая, чем эмоциональнее вы это делаете, тем активнее мотивация малыша повторять эти звуки за вами. Этот простой метод в своей работе используют как воспитатели в дошкольном учреждении, так и логопеды.

Получив эмоциональный толчок, дальше малыш самостоятельно продолжит практиковать и расширять умение подражания. Например, играя с фигурками знакомых зверюшек, имитировать произносимые ими звуки. Затем у малыша возникает желание узнать больше об объекте изучения. Это и среда его обитания (где живёт), и способ пропитания (что ест), и характерные повадки( как ходит) или другие особенности (характер, цвет шубы, длина хвостика и ушек) лисички, зайки, лягушки и т.д. Так погружаясь в описание различных особенностей персонажа, именно интонацией вы определяете его характер (сердитый, хитрый, злой, веселый). Что формирует у малыша представления о различных эмоциях: если улыбается — то добрый, если прячется — то боится, если хитрит — то лукаво улыбается и т.д. Постепенно от картинки к картинке, от сказки к сказке у ребёнка формируется познавательная активность, и он сам призывает вас к действию — «мама прочитай или расскажи сказку!». Каких целей вы достигли? Во-первых, стимулировали познавательную активность. Во — вторых, обогатили новыми знаниями. В-третьих, заложили базовые моральные представления о добре и зле и научили делать оценочные суждения. Так малыш, ассоциируя себя с героями, примеряет на себя различные эмоции, становясь соучастником событий. То есть, каждое свое действие он уже совершает осознанно: хитрит как лисичка, прячется как зайка, злится как волк и т.д.

ВАЖНО! Формат сказки можно сравнить с энциклопедией младшего дошкольного возраста. Это основной источник знаний и методическое пособие по раннему развитию детей.

Кто-то может поспорить, сославшись на видео формат сказки, мультфильм. Разумеется яркая и динамичная картинка более информативна, но как методическое пособие, помогающее решать совсем конкретные промежуточные задачи, мультфильм проигрывает чтению сказок. У сказки есть основное преимущество — личный контакт чтеца и слушателя! То, что обеспечивает достижения нужного результата. Да, вы можете посадить малыша перед экраном и заняться своими делами. Но! Как понимает и что запоминает ваш малыш из просмотренного сюжета, увы не контролирует никто. А это чаще приносит в поведение ребёнка девиантные нотки, нежели положительную информацию об эмоциональном опыте.

ИЗ ОПЫТА: ребёнок подражая героям мультфильма, выражал свои чувства (и радость, и огорчение) ударами головы о стену (многие герои популярных Диснеевских мультиков это делают). В этот раз, на счастье, стекло входной двери оказалось толстым… И потом, процесс корректировки негативных стереотипов очень сложный, да и профессионалов в кругу пед. сообщества не так много.

Надеюсь, становится понятным, почему важен позитивный контакт с малышом. Ребёнок, как чистый лист бумаги, принимает всю информацию из вне. Его психофизиологические особенности настроены на подражание всему, что он видит и слышит. Малыш открыт новому. Повторюсь, читая сказку, вы интонацией обозначаете характер героя, тем самым даёте оценку его поступкам и действиям. Ваш эмоциональный акцент не только формирует у малыша базовые представления о добре и зле, но и учит его давать правильную оценку проступку, учит маркировать эмоции как положительные или отрицательные.

Примечание: от вашего участия в воспитании малыша с колыбели, зависит безразличным или отзывчивым вырастет будущий человек. Не будет ли искажена картинка восприятия окружающего мира. Насколько активным и интеллектуально развитым вырастет ваш малыш.

Использование ярких и доступных эмоции как вспомогательных средств мышлению и памяти: создание хорошего настроения для решения творческих задач

Думаю, каждому взрослому знакомо состояние подавленности, удручённости или чувство апатии. И всякий, прошедший через эти врата безнадёги согласится, что в подавленном состоянии индекс жизненной активности даже у взрослого равен нулю. Так и малыша без позитивной эмоциональной окраски не сподвигнуть на творческие порывы. Вот почему, взрослым обязательно следует использовать собственные таланты аниматоров, для привлечения ребёнка к совместной деятельности.

Вместе с малышом вы должны учим стихи, сопровождая заучивание действием с эмоциональным акцентом (повторять описанное действие) . Так ребёнок быстрее запоминает, а процесс приносит ему массу положительных эмоций. Как только вам удастся справиться с этой задачей, желание малыша повторить игру, всегда будет опережать наше предложение. Он сам станет просить научить его чему-то новому. Шаг за шагом, вы тренируете память и развиваете эмоциональный интеллект. Со временем, вы можете вырасти до семейного театра и организованных представлений. Разумеется, весь арсенал профессионализма и методик накоплен лишь в детских дошкольных учреждениях. Это праздничные утренники и театрализованные представления, развлекательные игры и образовательные задания и другие виды деятельности.

Использование ярких и доступных эмоций в качестве вспомогательного средства мышлению и памяти, также положено в методологию обучения ментальному счёту. Педагоги на занятиях используют яркие атрибуты и методические пособия по развитию логики и памяти. Динамичность процесса обучения, игровой формат разминки или упражнений создают атмосферу для хорошего настроения, что и способствует решению творческой задачи. Непосредственное действие, счёт в уме, от занятия к занятию тренирует память ребёнка. А постепенный переход от простого к сложному стимулирует мыслительную активность.

Убедиться в этом можно, приняв участие а пробном уроке по ментальной арифметике. Как правило, присутствие родителей в формате ознакомительного занятия, приветствуется. Любая совместная деятельность семьи и педагога, направленная на достижение цели, всегда продуктивна.

Как эмоциональное колебание настроения, изменяет перспективу индивидуума от оптимистического до пессимистического, что способствует рассмотрению множественных точек зрения

Знакомить ребёнка с индивидуальными характеристиками личности в младшем дошкольном возрасте следует на простых и доступных пониманию примерах. Такое знакомство не только формирует представление о человеческой натуре, но является практическим уроком позитивного мышления. Опыт познания служит неким полигоном для закладывания первых кирпичиков критического мышления. Это очень важная и необходимая способность, формирующая навык ученика.

Допустим, один человек любит дождь. В дождливую погоду он чувствует себя умиротворённо. Ему комфортно и уютно мечтать в кресле у окна или камина. И он верит, что тучи уйдут и солнышко вот- вот выглянет. Это оптимист. Он верит во всё хорошее и оно обязательно случается.

Другой, наоборот, недоволен и злится, потому что кругом лужи. На небе темные тучи закрыли солнце. Одежда во время дождя становится мокрой и сырой. Поэтому всегда нужно носить с собой зонт. В общем, он всем недоволен и постоянно жалуется. Это пессимист. Он не верит, что всё будет хорошо и солнце выглянет из-за туч. Не верит в хорошее. Мечтать он не умеет. Ничего хорошего с таким человеком не случится.

Пример: Для наглядности можно сыграть в игру «За всё хорошее, против всего плохого!». Естественно, малыш в роли оптимиста. Вы же — рассказчик и режиссёр. Руководите процессом, создавайте хорошее настроение. Если же ребёнок захочет примерять на себя роль пессимиста, не отказывайте. В этом случае роли распределяем следующим образом: вы-оптимист, он — пессимист. Ваша задача, показать все преимущества оптимистического взгляда на жизнь, да так, чтобы ребёнку в роли пессимиста стало неловко

Разумеется, эффективнее всего пример поведения родных или знакомых. Наверняка у каждого из вас есть такой «брюзга» среди близкого круга. Так вот, сравнение поведения близких людей в критическом ключе, очень результативно влияет на сознание малыша.

Top