Подростковый возраст: дети 10-17 лет

Подростковый возраст только одним хорош – он когда-нибудь закончится. Очень непростой возраст…

с 10 до 11 лет

Самый большой «минус» этого возраста то, что на второй план уходит мнение взрослого, а на первый начинает выходить мнение сверстников. Не авторитет для них учителя и даже родители. Мнение друга определяющее, и выглядеть героем в глазах друга для детей этого возраста гораздо важнее, чем в глазах всех взрослых вместе взятых.

Что это значит? А то, что большинство ребят нацелено на завоевание в группе сверстников лидерского места. Дети пытаются самоутвердиться, причем и в глазах взрослого, и в глазах сверстников. Они еще вообще не умеют этого делать, и каждый старается кто во что горазд.

У девочек это проявляется как этакая ранняя «взрослость», гламурность в попытках заявить о своей значимости.

Это может выглядеть, например, так:

Ах, – томно говорит одна, – у меня такие дорогие вещи, все брендовые.

А мой мобильник украшен стразами Сваровски, – вторит ей другая.

А у меня чемодан Louis Vuitton, я другими и не пользуюсь, – вступает в разговор третья.

Поверьте, в устах одиннадцатилетних девочек это звучит смешно и нелепо. И неприятно. Не должен еще ребенок в этом возрасте именно так подражать «красивой жизни». Но девочки думают, что они прекрасны, изящны и умны. Они самоутверждаются. И не надо над ними смеяться. Разумнее во избежание конфликта, что вполне реально, расставить акценты на других приоритетах в их отношениях в коллективе.

У мальчиков картина иная. Драки не прекращаются, но они уже имеют совершенно иную природу. Это уже не сиюминутный всплеск эмоций, это конкретная борьба за лидерство, когда кулаками надо завоевывать авторитет, когда прав – сильный, а сильный тот — кто бьет всех.

Это пока только начало. И распустятся наши «цветы жизни» во всю свою красу чуть позже. Пока же удержать их в рамках норм человеческих отношений в коллективе может только жесткие правила, принимаемые всеми. Дав один раз слабину, вам будет трудно, почти невозможно восстановить дружеские отношения в коллективе. Дети будут лишь любоваться собой, самоутверждаться и не любить друг друга.

Ситуацию усугубляет то, что мальчики и девочки всё ещё практически не взаимодействуют. И они готовы откликнуться на негатив, пойти на открытый конфликт. Неприязнь и даже ненависть вспыхивают очень легко, и погасить их бывает непросто.

Какие же «плюсы» в этом возрасте, что может и должен использовать взрослый в работе с детьми?

У детей этого возраста кругозор шире. Их высказывания интересны и с ними можно спорить, обсуждать книги, фильмы и политические события. Ребята хорошие помощники взрослому. Если ребенок самодостаточен и не стремится к самоутверждению, он будет рядом во всех ваших начинаниях. Одиннадцатилетние дети все еще не критичны по отношению к вашим взрослым «придумкам», они поддержат все ваши начинания и откликнутся на все призывы. Любая целенаправленная совместная деятельность (внеурочная) только сплотит коллектив и подымет авторитет взрослого. Для родителей острые углы в отношениях с ребёнком помогут сгладить занятия в кружках и группах по интересам. Коллектив, объединённый авторитетным взрослым, нацеленный на решение конкретных задач – лучший воспитатель.

Девочки этого возраста более развиты, чем мальчики, и в физическом, и в интеллектуальном плане. Зато мальчики попроще, у них более развита двигательная активность, они лучшие спортсмены, чем девочки. Ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике.

Заметно проявляется стремление ребенка к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. Без участия взрослого не способен дать критичную оценку своему поведению. И это несомненный плюс, так как к заслужившему авторитет взрослому дети прислушиваются.

с 12 до 13 лет

Возраст, когда настроения меняется взрывоподобно. Гормональные качели, влияют на повышенную чувствительность психики.

Абсолютный авторитет – сверстники. Взрослому этот авторитет еще надо заслужить. Надо что-то представлять из себя как личность, потому что детей этого возраста не интересуют фантики без конфетки. Извините за эту развернутую метафору, но личность взрослого должна иметь некий масштаб. Взрослый, готовый раскрыть детям что-то интересное и занимательное в себе, сможете стать авторитетным для ребят в какой-то области. Может, вы замечательные футболист? Или играете на гитаре? А может, вы плетете дреды? Или обладаете огромным запасом знаний и можете прослыть «знатоком»? «Конфетка» может быть любой, но она должна быть. И если ваша «конфетка» понравится, то вас «примут» в свой круг. Ваше мнение будут учитывать и ваши слова приобретут вес.

«Минусы» в этом возрасте ярко выражены: борьба за лидерство, за власть, попытки «дедовщины». Ребята пытаются самоутвердиться, «задавить» слабого, показать, кто круче, не только сверстникам, но и взрослым. И это основные причины возникновения буллинга и групповой травли.

До этого возраста, если и были споры с взрослыми, то лишь на уровне истерики («Не буду этого делать, не хочу!»). Теперь же вы можете встретиться с абсолютно безэмоциональным, сознательным противостоянием, расчетливой борьбой за власть. Такой подростка уверен, что он взрослый и все знает сам. Он не признает нотаций, советов и поучений.

При этом у него критичное отношение к самому себе и, как следствие, заниженная самооценка («Я не такой, как все, у меня чего-то не хватает!»). В других замечается и оценивается всё: стройность фигуры, прическа, цена гаджетов, бренды одежды. Переубедить своих подопечных, переломить их оценку, к сожалению, не удастся. Ведь мнение сверстников для ребят этого возраста предопределяющее. Поэтому лучший способ изменить самооценку – это работа с группой его окружения. Задача взрослого привлечь их на свою сторону в качестве союзников. И методично меняя их отношение к «ущербному» подростку, повышать его самооценку.

Эти дети уже вполне способны принять правильное решение и сделать правильные выводы. И в этом «плюсы» данного возраста. Они готовы корректировать свое мировоззрение, и взрослый может направить их в правильное русло. Эти дети могут здраво и хорошо рассуждать и вполне могут вести себя разумно и правильно. Важно, завоевать авторитет группы или лидера и уметь общаться с подростками. Разговаривать с ними по-взрослому, не унижая ребят, но и не теряя себя, не угождая им, а разъясняя свою позицию.

с 14 до 15 лет

Гормональная перестройка почти закончилась, и старший подросток взвешенно принимает решения, спокойно оценивает себя. Он уже точно видит свой статус в коллективе. Да, он все еще хочет самоутвердиться, но по головам идти не готов. Ему гораздо важнее собственная самооценка, свое понимание своей личности. Такие дети сами для себя – цельная личность.

У подростка появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что он сам считают несомненным и правильным. Он начинает обращать эти требования и к самому себе.

В 14 лет дети еще не способны сознательно добиваться поставленной цели, не готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, не хотят упорно преодолевать препятствия. Но им нравится насыщенная, энергичная, напряженная жизнь.

Это качество может стать и «минусом»

Например, 15-летний хулиган на вашем пути – это тяжелый случай, потому что он прекрасно знает, «что такое хорошо и что такое плохо». Если в 12 лет подросток, обуреваемый гормонами, сам не рад своему хулиганству, то в 15 он получает удовольствие от содеянного. Если он курит, то не потому, что его «взяли на слабо». Если он употребляет алкоголь, то не из желания покрасоваться. 15-летни подросток прекрасно знает нормы и правила, но показывает свое наплевательское к ним отношение. Он борется за власть, он выше всех правил, он круче, чем все взрослые. Он противоречит сознательно, понимая последствия всего, что делает.

Впрочем, адекватная самооценка не только «минус», но и важный «плюс» этого возраста. Ребята достаточно хорошо понимают себя и других и готовы быть самими собой. Ребенок идёт общаться, самореализовываться, он хочет быть в коллективе.

По мнению социологов, процессы взаимодействия членов коллектива подвержены групповой динамике. И класс в школе, и группа по интересам – это социальная группа. Группа не статична, не замкнута, она не останавливается в своем развитии. Процессы групповой динамики зарождаются, формируются и протекают внутри группы независимо от того, знает взрослый о них или нет. Такие процессы существуют и влияют на настроение коллектива и на его работоспособность — групповая динамика неизбежна. Поэтому взрослому следует занимать коллектив подростков социально значимой деятельностью. Распределять роли каждому с учетом его талантов и личной значимости в коллективе, что отвлекает ребят от ненужной конфронтации и помогает реализовать избыточную энергию.

Top