Подготовка ребёнка к школе начинается в раннем детстве

Всем мама и папам следует знать и понимать, что опыт ребёнка, приобретенный в семье, является единственным критерием его отношения к социальной среде. Именно семья играет главную роль в формировании личности малыша. Окружающая среда лишь влияет и воздействует на показатели его психического и социального роста.

Рассмотрим две основополагающие функции семьи в формировании социального навыка дошкольника.

Хозяйственно-бытовая

Именно в семье ребенок получает первые трудовые навыки: овладевает навыками самообслуживания, учится оказывать посильную помощь взрослым в ведении домашнего хозяйства.

Родители с момента рождения ребенка заботятся о чистоте его тела, одежды, постели, посуды (всего того, с чем он соприкасается). По мере того как малыш подрастает, расширяется круг обязанностей, однако только правильного ухода за ним становится недостаточно. С самого раннего возраста необходимо начинать формирование социально-бытовых навыков.

Родителям целенаправленно следует заниматься развитием у ребенка потребности в чистоте и опрятности, умении выполнять элементарные требования гигиены, культурно вести себя во время еды, соблюдать порядок в одежде, в своем детском уголке.

Необходимо добиваться, чтобы ребенок постепенно сам овладевал элементарными социально-бытовыми навыками. Вначале малыш будет делать это с помощью взрослых, а затем все более самостоятельно. Так ежедневно упражняясь, ребенок с каждым разом будет выполнять эти навыки все увереннее и правильнее.

Многие социально-бытовые навыки, усваиваемые в дошкольном возрасте, постепенно превратятся в привычки. Сначала, например, ребёнок научится мыть руки, в частности мыть их и перед едой. Постепенно это войдёт в привычку: малыш начинает испытывать потребность в выполнении этого действия каждый раз, когда надо садиться за стол для еды.

Родителям дома нужно создавать ребенку такие условия, которые способствовали бы формированию необходимых навыков. При этом необходимо учитывать возрастные особенности. Нельзя требовать от ребенка того, что ему не по силам, но вместе с этим необходимо давать ему возможность выполнять то, что ему доступно. Развивая социально-бытовые навыки, вы должны использовать слово, воздействие на ребенка личным примером, поощрениями, разъяснениями, советами. Все эти приёмы следует грамотно соотносить с правильной организацией окружающей среды. Следует позаботиться, чтобы предметы личного обихода были в зоне доступности малыша. Он должен легко доставать до личного полотенца и мыла. Личные игрушки нужно расположить на уровне роста ребёнка, что облегчит задачу уборки личного пространства. Столовые предметы лучше подобрать по возрасту, менять их по мере взросления. Вешалки для одежды, столы, скамейки и стульчики, кроватка и другие предметы обихода подбирать с учетом возраста и роста малыша.

Формирование навыков способствует процессу социализации ребенка, то есть вхождению его в общество детского учреждения, в котором он будет достаточно самостоятелен. Что поможет ему чувствовать себя полноценным членом. Цель овладения разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни, их совершенствование заключается не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. Но и в том, что у него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. В свою очередь самостоятельность улучшает общую организацию поведения малыша.

Ведь именно родители дают образец поведения, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. Например, помогая родителям в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок, ребёнок будет пытаться проявить свою самостоятельность, стараться сделать все сам.

В процессе обучения навыкам самообслуживания, вы будете эффективно решать задачи расширения представлений детей об окружающих вещах. Небольшие поручения, краткие указания и ваши пояснения будут способствовать развитию речи малыша, тонкой моторики и зрительно-моторной координации. Формировать умение выполнять действия по подражанию и по словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий и правил.

Воспитательная

В семье ребенок совершает свои первые шаги на пути нравственного, эстетического, духовного освоения мира. В семье происходит не только воспитание, но и самовоспитание ее членов. Именно в семье изначально закладываются духовно-нравственные основы человека, формируются нормы поведения, раскрываются его индивидуальные особенности.

Только конструктивное общение с вашим ребёнком будет способствовать продуктивному взаимодействию, результативности ваших действий. А это значит, вам следует научиться самим и привить качества сотрудничества ребёнку. Вам должно выражать свои мысли без оценок, не дополняя личной точки зрения к поведению другого человека. Уметь слушать и слышать вашего ребёнка.  Смотреть и видеть оплошности ребёнка. Признавать и исправлять собственные ошибки. Уметь управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное. Воспитывая и образуя личность малыша следует руководствоваться целевыми установками. Помните, ребёнок не рождается образованным, он учиться у нас взрослых. Без подсказок, пояснений и определения правил малыш, не имея социального опыта и знаний, может вообразить или исказить реальное положение вещей. Другими словами, начнёт выстраивать свой мир по собственным правилам, что приведёт к неминуемым конфликтам с окружающими. Если вы в начале пути, то следуйте установкам ниже. Если же ситуация требует вмешательства специалиста, обратитесь за помощью безотлагательно

Родителям следует

  • — создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • — обучать умению слушать и слышать другого;
  • — учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • — развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
  • — учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • — воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

В коррекции особенностей поведения специалисты используют широкий класс методов, включённых в комплекс тренингов.

Формируем навык общения у малышей

В развитии коммуникативных навыков детей наилучшим помощником являются игры.

Игра — это естественная среда обитания дошколят. В ней они проявляют всю свою непосредственность: фантазируют, мечтают, актёрствуют, подражают, отражают, — учатся жить по правилам. Играйте с ними в составление и отгадывание загадок. Обязательно нужно дополнить жизнь малыша опытом музыкальных и художественно-изобразительных впечатлений: рисунок и лепка дома, детский театр и музыкальные представления, занятия в творческих студиях и участие в домашних представлениях. Важнейшим эмоциональным откликом в пробуждении духовности и эмпатии служит живой контакт с окружающим миром: значимый след в сердце ребёнка оставят семейные пикники и контакты с живой природой. Именно так от любящего сердца матери чувство сострадания к живому обретает свой уголок в душе малыша на всю оставшуюся жизнь.  Беседуйте, делитесь впечатлениями и не забывайте о ситуативных разговорах по любому возникшему поводу.

Чему учим старших дошкольников

  • Продолжаем развивать навык конструктивного общения: способность договариваться, умение сотрудничать с окружающими.

Именно эти качества помогут ребёнку адаптироваться в классе и установить продуктивный контакт с учителем. Замечу, что денежный эквивалент, часто используемый родителями, мало эффективен, имеет краткосрочный результат и далеко идущие негативные последствия (прививка меркантильности). Любые отношения, построенные на любви и уважении, на долго фиксируют положительный результат и носят воспитательный характер. Распределяйте обязанности в семье не по принципу «ты-мне, я –тебе», а по закону «вместе – мы семья».

  • Учим преодолевать барьеры в общении.

Если ребёнок «одиночка» лучше всего определить круг его интересов и записать в соответствующую студию или кружок. Увлечённость любимым занятием и авторитет взрослого помогут преодолеть барьер, хотя и в ограниченном кругу общения. Со временем наработанную модель поведения ребёнок перенесёт в среду сверстников.

  • Снятие психического и эмоционального напряжения. Профилактика и психокоррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности.

Эти задачи более сложные для самостоятельного разрешения. Скорее всего потребуется совет и вмешательство специалиста психолога. В большинстве родители не владеют глубокими познаниями детской психологии и педагоги, не осознают собственных ошибок и упущений, поэтому истинную причину в конкретном случае установить может только специалист. Соответственно и нужные шаги по преодолению ситуации посоветует именно он.

  • Создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я».

В этой ситуации основными целевыми установками для ребёнка должны стать тезисы: «Я не знал — Я научился», «Я смогу…», «Я могу это использовать…», и далее «Могу, Хочу, Расту, Творю, Учусь…». Для начала определите, чему он больше всего хочет научиться, что не умеет делать на этом этапе (разумеется, в соответствии с возрастом). Хорошо бы распечатать эти тезисы и расклеить в комнате ребёнка, они должны быть у него перед глазами всегда. По мере восхождения задачи в тезисах могу изменяться. Главная цель помочь ребёнку поверить в себя и свои возможности.

Основное правило для родителей в процессе становления личности ребёнка – «без комментариев». Любая негативная оценка или сравнение недопустимы. Разрешена только поддержка и одобрение в моменты неудач. А вот стимулировать и мотивировать процесс «роста» можно и нужно различными фишками: семейные походы в зоны отдыха и развлечений, сладости в кафе и т.д. — по желанию ребёнка.

  • Развивать речь и способность к самовыражению.

Можно играть в семейной команде, а можно использовать интерактивные платформы на образовательных сайтах. На некоторых из низ есть опция групповой дистанционной игры с друзьями, что здорово мотивирует ребят к активному действию с пользой для себя. Если не можете найти нужный контент – создайте сами. Нет чего-то нового, что не освоил бы взрослый.  Это просто. Оставлю несколько ссылок на образовательные платформы Kahoot и Skillspace. Последовательность действий проста: регистрация, ознакомление с инструментами платформы, выбор подходящей опции, составление образовательного контента, — используйте инструкцию и всё получится!

Дидактические игры:

  1. Придумай как можно больше слов на букву…
  2. (Окончание слов).
  3. (Образование предложений с данными словами).
  4. (Подбор рифмы).
  5. (Словообразование) — Как будет называться маленький предмет?
  6. (Словообразование) — Если предмет сделан из железа, то какой он?
  7. (Общий словарный запас) — Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
  8. (Умение говорить самому) — Конструировать «текст для другого».

Семья – первая и наиболее естественная форма человеческих отношений в обществе. Она является главной и незаменимой средой, наиважнейшим аспектом человеческой жизни.

Top