Антибуллинговая методика для учителя или школьного психолога. Самое эффективное на сегодня средство, прекращения начавшегося буллинга (подходит для классов, где есть нормальные социабельные дети).
Методика «Без обвинений» — это разновидность медиации, работы по урегулированию конфликтов и менеджменту рискованных ситуаций. Основная работа педагога состоит в проведении регулярных бесед со всеми участниками ситуации.
Главным человеком методики является жертва. Поговорить с ней нужно в первую очередь и делать это нужно правильно. Если вы начали формировать группу поддержки, не получив согласия жертвы, вы сделаете большую ошибку и своими руками сведете на нет все дальнейшие усилия. Почему? Услышав, что психолог что-то обсуждал про нее с буллерами, жертва просто решит, что вы тоже на их стороне – ведь жертва все время ждет подвоха.
Поэтапная схема взаимодействия с участниками травли
Первый этап – подготовка
- Первый разговор с жертвой (опросник можно скачать здесь)
- Разговор с родителями жертвы
- Информирование и подготовка других учителей
Второй этап – проведение
- Встреча с группой помощников
- Объяснить помощникам, в чем проблема, никого не обвинять и не дискутировать по поводу прошлого, никого не наказывать, а вместе взять на себя ответственность за происходящее: что может сделать каждый человек из группы? Вместо обещаний обсудить, что может сделать каждый, в конце разговора передать ответственность группе.
- Второй разговор с жертвой примерно через неделю
- Следующие беседы с каждым из членов группы; затем, возможно, повторные беседы – индивидуальные или с группой
Заключительный этап
Праздник, возможно, даже с вручением диплома – примерно через 2 месяца.
Последующие действия – «Держи руку на пульсе»
- Поддерживать контакт с жертвой и ее семьей, регулярно осведомляться о том, как развивается ситуация у ребенка.
- Планирование шагов работы по методике, подготовка проекта работы с одним из учащихся.
Первый разговор с жертвой
- Интервью с жертвой (опросник можно скачать здесь)
- Объяснить цель: исследовать, что произошло, кто в этом участвовал, а также кто может оказать поддержку
- Серьезно отнестись к состоянию жертвы, ее страхам, постараться снизить уровень страха и тревоги
- Не встречаться с группой помощников без согласия жертвы!
Пример:
История девочки 13-ти лет. Шесть лет назад она вместе с родителями переехала на новое место жительства. С тех пор она посещает здесь школу вместе с другими детьми. Но в последнее время она чувствует, что две девочки, которых она считала своими основными подругами, начали все больше сторониться ее. Они почти перестали разговаривать с ней и стали бросать в ее сторону упрекающие и обесценивающие взгляды. Они также постоянно комментируют и критикуют ее одежду. Кроме того, она все хуже чувствует себя на занятиях по физкультуре, где кроме тренерши никто из девочек с ней не разговаривает. Во время совместных классных поездок никто из класса не садится рядом с ней, а если она сама пытается подсесть к кому-то из своих подруг, они заявляют, что место занято. Девочка страдает от чувства неуверенности в себе и не может последовать совету родителей вести себя тверже и защищаться от нападок. Ее не покидает чувство: что бы она ни делала, все будет неправильно.
Ситуация для ребёнка обострилась, когда перед совместной поездкой класса девочки объявили ей, что если она примет участие в этом мероприятии, то ей «будет хуже». Она попыталась взять освобождение от занятий на это время, но родители не поддержали ее. Теперь она все чаще думает о том, что лучше было ей вообще не жить, она полна страха и отчаяния. Девочка решила рассказать о своей проблеме классной руководительницей. Та отвела девочку к школьному психологу.
Психолог попросила девочку рассказать о своей ситуации в классе (история буллинга). Вместе они подумали о том, при каких условиях она все же сможет принять участие в коллективной поездке класса. Психолог рассказала ей, как проводится процедура методики «Без обвинений». Девочка очень боится, что ее ситуация в классе может еще больше ухудшиться. В качестве следующего шага психолог решает провести беседу с её родителями.
Подготовка и информирование
- Информирование других учителей
- Формирование группы примерно из 6 человек, в которую входят как буллеры, так и нейтральные ребята – мальчики и девочки!
- Планирование мероприятий
Пример:
Школьный психолог и классный руководитель информируют о происходящем всех учителей, ведущих занятия в этом классе. Психолог вместе с классным руководителем формируют группу помощников. В нее входят две «нейтральные» девочки, обладающие хорошей социальной компетентностью, и два никак не вовлеченных в ситуацию буллинга мальчика. Привлекает к участию буллеров.
Встреча с группой помощников
Вводная речь классного руководителя: «У меня есть большая проблема в связи с тем, что одному из учеников (учениц) нашего класса приходится сейчас очень плохо. Я не могу самостоятельно справиться с этой проблемой! Мне нужна помощь, и я обращаюсь за этой помощью к вам!»
Дальнейшие задачи
- объяснить, в чем проблема (моя проблема), никого не обвинять;
- не дискутировать по поводу прошлого;
- никого не наказывать, а вместе взять на себя ответственность за происходящее;
- что может сделать каждый человек из группы? Никаких обещаний!
Заключительная речь учителя: «Вы сможете это сделать!» — нужно передать ответственность группе. Провести повторный разговор примерно через неделю
Пример:
На следующее утро классный руководитель объявил ребятам, вошедшим в группу помощников, о том, что после уроков их ждет групповое занятие с психологом.
Приветствует собравшихся шестерых ребят и говорит им о том, что она сильно обеспокоена в связи с тем, что одной девочке из их класса приходится так плохо, что она даже собирается отказаться от общей поездки. Ребята сразу же понимают о ком идет речь! Психолог подтверждает их предположение и сообщает о том, что эта девочка на протяжении вот уже нескольких недель почти не может спать из-за того, что чувствует всеобщее отвержение ее классом.
Психолог: «Я не могу самостоятельно разрешить эту проблему, поэтому мне нужна ваша помощь, чтобы как можно быстрее сделать так, чтобы отвергнутый ребёнок почувствовал себя лучше».
Продолжает объясняет ребятам, в чем состоит ее основная задача в этой групповой работе. Девочки буллеры снова и снова пытаются защищаться, не соглашаясь с тем, что дело зашло так далеко.
Психолог последовательно проводит основную политику: «Речь не идет о поиске виноватых или о том, чтобы «ворошить прошлое», речь идет о поиске путей выхода из ситуации.
Нейтральные участницы предлагают заботиться о жертве на переменах или на групповых занятиях. Мальчики, привлечённые к участию, берут на себя заботу по пресечению возможных атак со стороны.
Две девочки буллеры сначала заявили психологу, что они не собираются становиться лучшими подругами этой девочки! Затем одна их них говорит, что собирается перестать сплетничать за ее спиной с другими девочками. Друга решает, что постарается в ближайшие недели пореже попадаться на глаза жертве, но если они все же встретятся где-то перед занятиями или после школы, то она будет здороваться с ней.
Психолог записывает все предложения ребят и говорит им о том, что через неделю она снова будет беседовать с ними, чтобы узнать, каких успехов они добились в реализации своих инициатив. Также параллельно продолжает встречается с жертвой, чтобы сообщить ей о том, что помощники из класса собираются что-то предпринять, чтобы помочь ей. Она также договаривается с ней о проведении встречи через неделю.
Второй разговор с жертвой
- Узнать, какие произошли перемены, и какое сейчас самочувствие
- Еще раз проверить, какие возможности влияния на ситуацию есть у жертвы
Пример:
Девочка рассказала о том, что ездила в поездку с классом. Перед этим она почти не спала, но день, несмотря на усталость, прошел хорошо. Она очень рада также, что на переменах девочки буллеры несколько раз заговаривали с ней и даже предложили ей что-то из своих завтраков. Если на уроках ребята разбивались на группы, то она видела, что ее выбирают в последнюю очередь. Но два раза учительница помещала ее в группу, где были мальчики-помощники, и все проходило хорошо.
Она гордится тем, что все-таки приняла участие в поездке класса и что там даже делилась с ребятами каким-то мелочами из еды или своей жевательной резинкой. Она собирается также начать активнее общаться с ребятами из параллельного класса, с которыми у нее до сих пор не было никаких проблем. А если ситуация опять станет хуже, то она знает, что теперь всегда может обратиться за помощью к классному руководителю или к психологу.
Индивидуальные беседы с каждым членом группы помощников, а через неделю проводятся индивидуальные беседы со всеми членами группы:
- Как у тебя прошла эта неделя?
- Что тебе удалось сделать из того, что запланировал?
- Как ты думаешь, как себя сейчас чувствует … (имя жертвы)?
- Что ты можешь сказать о других помощниках из группы?
- Какие у тебя еще есть наблюдения касательно данной ситуации?
- Что можно было бы еще улучшить?
- Хочешь ли ты продолжать участие в этой акции и дальше?
Если видно, что никаких позитивных изменений не произошло, через неделю снова провести индивидуальные беседы. Если видны успехи, повторить встречи через шесть недель для подведения итогов и проведения заключительного праздника.
Пример:
Психолог проводит со всеми членами группы индивидуальные беседы, беря за основу приведенные выше вопросы. У мальчиков-помощников сложилось впечатление, что они не внесли никакого активного вклада в развитие ситуации, и поэтому чувствовали себя бесполезными.
Психолог еще раз напомнила им о том, какую важную функцию они выполняют, оберегая жертву в среде других мальчиков.
Одна из девочек булли вела себя в беседе очень неуверенно и была немногословной. Выяснилось, что ее мучают угрызения совести, поскольку до начала акции она неоднократно отнимала у жертвы ее школьные принадлежности. Она решила написать ей небольшое письмо с извинениями, а также купить для нее новые ластик, линейку и карандаши.
Другая девочка булли была недовольна собой, поскольку так и не смогла удержаться от сплетен.
Психолог обсудила с ней возможные стратегии прекращения подобного поведения и предложила ей встретиться по этому поводу через две недели.
Девочки-помощницы с радостью поделились своими успехами и сказали, что только сейчас по-настоящему узнали пострадавшую девочку. В выходные они наметили вместе походить по магазинам.
Подведение итогов и праздника
- Вместе с группой посмотреть, что произошло за последнюю неделю.
- Вместе с группой отметить успехи (например, чаепитием, выдачей диплома).
Пример:
Через 6 недель:
Психолог узнала от пострадавшей девочки, ее родителей и классного руководителя, что девочке стало значительно лучше. Теперь она уже может вполне представить себе поездку в осенний лагерь и надеется, что будет жить в одной комнате с девочками, обижавшими её раньше.
Незадолго до начала летних каникул психолог еще раз встретилась с группой помощников, чтобы подвести итоги. Было организовано праздничное чаепитие и каждому выданы дипломы, в качестве признания их вкладов в урегулирование ситуации.
Поддержание контакта с семьей жертвы и учителем
- Через некоторое время снова осведомиться о том, сохраняются ли достигнутые изменения.
- Предложить жертве и ее семье при необходимости обращаться за помощью.
Пример:
В начале следующего учебного года психолог возобновила контакты с семьей жертвы и ее новой классной руководительницей и с интервалом примерно в месяц регулярно спрашивала их о том, как чувствует себя девочка. Все знали, что при необходимости они всегда могут обратиться к психологу.
Новая классная руководительница была благодарна психологу за то, что та помогла ей распределить девочек по группам, когда они ездили на экскурсию.
Разработка стратегии подключения к работе родителей и других учителей
Педагог обязательно должен поговорить с родителями ученика, подвергающегося буллингу. В разговоре с родителями жертвы важно:
- Понять позицию родителей.
- Войти в доверительные отношения с родителями (получить их согласие на проведение методики).
- Рассказать о методе «Без обвинений» и его возможностях.
Пример:
Родители жертвы тоже страдают. Поэтому они очень благодарны, что психолог и классный руководитель пригласили их на беседу. Они говорят, что отчаялись и не верят, что ситуация может измениться к лучшему. Их очень беспокоит также то, что успеваемость их дочери становится все хуже. Психолог рассказывает им о возможностях методики «Без обвинений» и пытается заручиться доверием родителей. Родители также считают важным, чтобы их ребёнок принял участие в коллективной поездке класса. По окончании беседы они выражают согласие с планом намеченных психологом мероприятий
Разговоры с остальными участниками проекта проводятся по тем же вопросам, которые указаны выше.
В завершении проекта не забудьте вручить сертификаты (благодарственные грамоты) участника группы поддержки всем членам группы поддержки (не жертве). Такие документы в наше время все больше начинают ценить вузы. Для вуза важно, чтобы абитуриент был также социально активной личностью.
Good day! I just wish to give you a huge thumbs up for your excellent information you have got here on this post. I am coming back to your blog for more soon. Good day! I just wish to give you a huge thumbs up for your excellent information you have got here on this post. I am coming back to your blog for more soon. נערות ליווי בבת ים
Thanks, my sincere reader! I hope the publications will be informative for you. And I want to wish you not to be in such difficult situations of personal choice in assessing actions. Peace to the whole world.