Конфликт: возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Можно скачать картинку ниже

Дети 6-7 лет

Как правило конфликт в этом возрасте не носит долгосрочный характер. Вспыхивает внезапно без особых веских причин и зачастую гаснет по обоюдному согласию сторон, ещё до вмешательства взрослого. Тем не менее, вам следует знать и умело использовать в разрешении конфликта все плюсы возрастных особенностей малышей.

Главный «плюс» этого возраста в том, что взрослый для такого ребенка – самый большой авторитет. Абсолютный. Безоговорочный. Мнение взрослого – закон, его оценка (похвала или порицание) – главная мотивирующая сила. Для первоклассников абсолютным авторитетом становится первый учитель, что стоит использовать родителям в решении возникающих сложностей детско-родительских отношений.

Дети этого возраста не критичны, и ни одно предложение взрослого они не встретят словами: «Да ну… Зачем? К чему нам это?» Малыши готовы участвовать во всем, что им предложат. Они отзывчивы, эмоциональны, активны, подвижны. Это искренние и, чаще всего, добрые дети.

Второй несомненный «плюс» — они быстро «переключаются», их психологическое состояние легко изменить в ту или иную сторону. Отвлечь ребенка в этом возрасте очень легко (по ситуации): посидеть с ним рядом, дать любимую игрушку, рассказать что-то интересное.

Дети готовы делиться со взрослыми своими эмоциями, мыслями и секретами. Если вы, видите, что с ребенком что-то не так, но не понимаете, что именно, – расспросите его. На вопрос: «Что случилось?» ребенок чаще всего начнет взахлеб «вываливать» все свои детские горести. Если нет – его можно разговорить, причем вопросы лучше задавать … абсурдные.

К примеру:

– Витя, ты почему плачешь?

Молчание. Всхлипы становятся сильнее.

– Мыши съели твой бутерброд?

Удивленный взгляд. Мотание головой.

– Ты объелся?

– Не-е-е-т!

– Ты голодный?

– Нет. – Улыбка сквозь слезы.

– Ты заблудился в классе?

– Не! Не смеши меня!

– А что же такое случилось?

И Витя начинает рассказывать…

Чаще всего бывает именно так. И не бойтесь «теребить» малыша, пытаться его разговорить. Он хочет, чтобы его пожалели, хочет поделиться своими переживаниями. Разговаривайте с малышом и «переключайте» его внимание с чувства обиды к ситуации примирения. Предложите возможные модели примирения, в зависимости от причины (конфликтогена) раздора.

Есть еще некоторые особенности этого возраста, которые следует учитывать. Семилетний ребенок не может долго заниматься каким-то одним видом деятельности. Он сосредотачивается на проблеме не более 15 минут, а значит его легко «переключить» с одной ситуации на другую. Именно поэтому 6-7 летние дети часто сами могут разрешать конфликтную ситуацию. Они способны быстро забыть обиду и договориться.

Дети 8-9 лет

Эти дети очень подвижны, особенно мальчики. Ребята этого возраста нуждаются в более жестком варианте дисциплины. Пришло время для введения правил, кодексов и уставов, регулирующих взаимоотношения в коллективе (семье). Потому что из подвижности мальчиков, например, вытекает один из «минусов» этого возраста: свои взаимоотношения они выясняют только драками.

И всё же, они тоже еще «переключаемы»: подрались – и через пять минут снова друзья. Они легко мирятся, не «застревают» на каких-то отрицательных эмоциях и обидах.

Взрослый для детей этого возраста по-прежнему авторитет. Он все еще может четко очерчивать границы допустимого и добиваться соблюдения этих границ.

Скажите прямо: «В нашем классе (семье) так не принято. Это нехорошо. И человек, который провоцирует драки, нашим другом быть не сможет». Таким образом, вы дадите свою оценку подобному выяснению отношений и определите концепцию поведения в классе или выразите своё отношение к такому поведению всех членов семьи. Так вы не обсуждаете конкретного человека – вы определяете перспективу для всех: драчун не будет в одном ряду со всеми, он будет вне коллектива (получит отрицательную оценку и осуждение семьи). Ребята должны понять: взрослый против драк, он очень недоволен, когда они происходят, поэтому, если хочешь, чтоб взрослый тебя уважал, не дерись.

Второй «минус», который появляется в этом возрасте, – это «групповая истерия», т.е. это некое эмоциональное заражение. Что это такое? Это состояние коллектива, внутри которого один подстраивается под эмоции другого. Часто именно эта потребность является причиной бессознательной групповой травли всеми одного «неугодного». Тогда число конфликтных инцидентов в классе может зашкаливать.

Именно в этом возрасте группа детей совершает «необдуманные действия», по инициативе лишь одного из них: звонки в учреждения о ложном сигнале бедствия, совместные прогулы занятий и другие противоправные действия.  

Почему это происходит? По простой причине — желание привлечения к себе внимания. Ребята видят, как интересен взрослым тот, кто ведёт себя провокационно. Такой человек становится центром внимания и взрослых, и собственных родителей, а остальным-то хочется этого не меньше! Вот и рвутся все в этот центр, привлекают на себя внимание взрослых. Ведь внимание авторитетного взрослого для них еще так важно…

И это большой «плюс» этого возраста. Они все еще не критичны, готовы участвовать во всем, что предложит взрослый и готовы пойти на любые «жертвы» ради одобрения учителя или родителей. Чем вам, несомненно, следует воспользоваться в разрешении конфликтных ситуаций.

Дети этого возраста отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в их психике, им подчинено все поведение ребят. Они весьма дружелюбны, легко вступают в общение, их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. При этом неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем.

Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывает и увлекает всё что содержит тайну. Они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Их легко увлечь любой совместной проектной деятельностью, что будет способствовать корректировке поведения.

Особенность этого возраста – сложные отношения «мальчики-девочки». Полоролевое взаимодействие практически невозможно. Дети этого возраста сторонятся представителей противоположного пола, стесняются, даже боятся их, никогда не встанут в пару «мальчик-девочка», даже не сядут рядом. Это не плохо и не хорошо, не «плюс» и не «минус» – это данность.

Top