Конфликт: возникновение, развитие, условия успешного разрешения

Конфликтология — это, по определению, наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах и способах их конструктивного урегулирования и разрешения. Сложилась эта дисциплина в XX веке, в то время, когда конфликты между людьми (не только странами, но и простыми людьми) усилились многократно. Социологи и психологи искали пути выхода из них. Так появилась целая наука – конфликтология.

Конфликтная ситуация

Что же такое сам конфликт? Говоря коротко и просто, это столкновение интересов.

Например, столкнулись две стороны: Я хочу одного, кто-то хочет другого – возникло противоречие. Я не хочу, чтобы меня оскорбляли, а некто непременно хочет высказать обо мне свое мнение. Мне на это мнение наплевать, и я об этом ему прямо говорю. Так в столкновении интересов зарождается конфликтная ситуация.

Эскалацией конфликта

Дальше конфликтная ситуация начинает развиваться – это называется эскалацией конфликта. Участники конфликта могут просто орать друг на друга, могут молча обижаться, ворчать или язвить. Но так или иначе через некоторое время произойдет выяснение отношений. Созревает момент открытого противостояния – происходит некий инцидент. Ситуация может протекать более или менее бурно, после чего конфликт разрешается. Но разрешаться он может по-разному. Если вследствие этого убирается конфликтная ситуация, то конфликт дальше не развивается, гаснет. Если же противоречие не убрано, то через какое-то время конфликт пойдет по второму или по третьему кругу!

Снова: эскалация – инцидент – развязка – эскалация – инцидент – развязка… Замкнутый круг.

Правильный выход из конфликта

Поэтому правильный выход из конфликта,то есть, выход, который не дает конфликту развиваться дальше – это такой, при котором разрешается конфликтная ситуация, уходит противоречие. Это является главным и первым условием правильного выхода из конфликта. Каковы же остальные условия правильного выхода из конфликта? Их всего четыре:

1. Устранение конфликтной ситуации.

2. Сохранение у каждой стороны конфликта чувства собственного достоинства (ЧСД).

3. Обидчик должен быть не столько наказан, сколько остановлен в своем поведении. Иначе в своей безнаказанности он будет продолжать делать то же самое, отрицательная модель поведения закрепляется и нового витка конфликта не избежать.

4. Должна сохраняться почва для дальнейшего сотрудничества, т.е. просто силой авторитета остановить неверное поведение ребенка мало, надо сохранить возможность дальнейшего бесконфликтного общения.

Если все эти четыре условия не будут выполнены – не будет правильного выхода из конфликта. Именно все четыре условия! В противном случае конфликт непременно вспыхнет снова.

Следствие неразрешённого конфликта

1. Не убрана конфликтная ситуация – «на старых дрожжах» зародится новый конфликт.

2. Не сохранено чувство собственного достоинства — у участника инцидента неспокойно на душе, он раздражен и зол. А ведь вариться в негативных эмоциях вовсе небезопасно, равно как и подавлять их в себе. Вспомним некогда популярное высказывание о том, что неравные клетки не восстанавливаются.

3. Не наказан обидчик – он продолжает вести себя так, что провоцирует новые и новые конфликты.

4. Не оставить двери открытыми для дальнейшего бесконфликтного сотрудничества – значит нарушить общение с ребятами навсегда.

Взрослому человеку не составляет большого труда показать, что он сильнее ребенка. Словами, авторитетом, угрозой применения силы – как угодно. Но в этом случае ребенок вовсе не будет испытывает ко взрослому дружеского расположения, а значит, постарается избегать дальнейшего общения. Следовательно, если попадет в трудную ситуацию снова, не придет за советом, не обратиться за помощью. В таком случае взрослый просто перестал быть другом или авторитетным лицом.

Top