Как возникла ментальная арифметика?

Как возникла ментальная арифметика? Чтобы ответить на этот вопрос, уважаемый читатель, предлагаю совершить небольшую экскурсию в историю возникновения, развития и создания методики ментальной арифметике. Возможно, кто-то из вас найдёт для себя ответы на некоторые вопросы. Или кому-то эта информация поможет принять правильное решение.    

История очень древняя. Ещё на заре нашей цивилизации, более пяти тысячелетий назад, в Китае сложнейшие вычисления проводились при помощи счетов Абакус. С течением времени Абакус стал меньшего размера, но это не повлияло на коэффициент полезного действия обучения ментальному счёту. Именно вычислительные практики, развивающие когнитивные способности ребенка, стали основой при разработке методики по ментальной арифметике. Автор этой методики наш современник из Турции Халит Шеном.

Впервые его программа была апробирована в 1993 году в Азии. Она очень быстро набрала популярность. Методику стали адаптировать и использовать более чем в пяти тысячах образовательных центрах 50-ти стран. Она стала популярной в Европе, США и Канаде.

Очень высоких результатов и оценок родителей достигла ментальная арифметика в Астане и Москве. Популярность методики несомненна. Международные соревнования проходят регулярно. Ребята из различных школ и студий дополнительного образования демонстрируют впечатляющие результаты. Их вычисления молниеносны и могут потягаться со скоростью вычисления на калькуляторе.

Абакус

Что же помогает ребятам достигать столь высоких результатов? Методика, несомненно. Но без основного прикладного инструмента эти достижения были бы невозможны. Прежде чем стать современным орудием ментальной арифметики, счёты претерпели значительную эволюцию.

Используемые нами счёты, называются Абакус. Они самые древние из всех известных. Ими пользовались ещё в 5-ом веке до нашей эры в древней Греции, Римской Империи и Китае. Позднее в Китае Абакус был видоизменен и с 12-го века нашей эры получил название Суаньпань. В Японии Абакус изменился уже в 15 веке и стал известен современному миру как Соробан. В это же время счеты стали использовать и в русской культуре. Наверняка каждому доводилось если не воочию, то на фото видеть русский аналог Абакуса. Все счеты внешне отличаются друг от друга, хотя, и предназначены для выполнения арифметических вычислений.

Следует отметить, что различия существенно влияют на ключевую логику производимых вычислительных действий. Но не изменяют основные функции вычислений (сложение, вычитание, деление, извлечение корней).

Учитывая все возрастные особенности, специалисты разработали для детей специальные малогабаритные счёты. Начинающие дошколята работают с ярко окрашенными счетами. Их схожесть с игрушками побуждает малыша, к совершению действий. Благодаря этому, основная задача по ознакомлению дошколят с основами ментальной арифметики выполняется успешно. Хотя, особенно одаренные малыши, овладевают и счетом с большими числами. А систематические упражнения и вычислительные манипуляции, активирует синергию двух полушарий мозга, что является основным целеполаганием раннего развития малыша.

Ребятишки шести лет уже работают с более сложными ученическими счётами. Количество спиц на них равно 13 или 18. Для ученических счёт так же характерно цветовое разграничение разрядов чисел, что помогает ребенку овладеть счетом с большими числами. Это очень важно, пока ребенок не усвоил последовательность операций. В дальнейшем, при переходе на счёт в уме, память ребенка воспроизводит визуальную картинку с цветовыми обозначениями разрядов. Казалось бы, незначительная деталь, а выполняет столь важную функциональную роль при обучении, развивает воображение и тренирует память.

Для явных лидеров усовершенствованный вариант Абакуса оснащен механической кнопкой сброса набранных чисел. В данном варианте разработчики учли необходимость быстрого перехода от одного действия к другому. Это очень важно при участии в соревнованиях или олимпиадах. Для таких состязаний скорость счета является определяющей победу, поэтому дорога каждая минута.

При выборе своего Абакуса важно учитывать возрастные особенности ребёнка. Следует брать во внимание уровень сенсорных способностей малыша и его познавательную активность. Умение различать цвета, активность мелкой моторики кистей рук, навык простых поручений, коммуникативные навыки.

Помните! Соблюдение важнейшего принципа дидактики от простого к сложному, служит определяющим критерием успеха обучения.

2 комментария к “Как возникла ментальная арифметика?”

  1. Greetings, my reader! If my experience and knowledge turned out to be useful, then the day was not lived in vain. Thanks for your attention, my friend. I am not indifferent to your opinion about the actual problems in education today. If you are interested, please write about any problematic issues of parenting that the reader would like to know about.

Комментарии закрыты.

Top