Если нас задели не сильно, задели случайно, если ребенок просто привлекает к себе внимание, то в этом случае мы применяем вариант, который называется «мягкая конфронтация». С неё вообще, надо начинать любое выяснение отношений.
Мягкая конфронтация
Схематично это можно сформулировать следующим образом:
- «Когда ты в ситуации А говоришь В, я чувствую С». Это описание своего внутреннего состояния. Это очень важно! Почему мы боимся сказать, что мы обиделись или расстроены чьими-то словами или поведением? Нам почему-то кажется, что это – показатель слабости. Отнюдь нет! Ты показываешь, что ты – живой человек, а не робот. Это просто первый шаг в «мягкой конфронтации». Нельзя ограничиваться только этим признанием, иначе получится манипуляция.
- Просьба убрать конфликтоген.
- Синтон собеседнику.
- Мирные инициативы (показать собеседнику, что будет, если такое конфликтное поведение продолжится, но при этом сказать, что такого развития событий вам не хочется).
Пример: Представьте себе вашего подопечного, который постоянно перебивает вас и привлекает к себе внимание группы. Чтобы его остановить и не дать ситуации развиваться, при «мягкой конфронтации» произносится подобная речь: «Саша, когда ты постоянно меня перебиваешь и не даешь объяснить классу смысл задания, я, честно говоря, начинаю злиться. Остановись, пожалуйста, и не делай так больше. Я понимаю, что моя речь долгая, скучная и нудная и вы устали ее слушать. Понимаю. Но что делать? Потерпи, дослушай до конца, пожалуйста. Ну, наору я сейчас на тебя, отношения будут испорчены, настроение тоже. Мне бы этого не хотелось. А тебе?»
Что произойдет дальше? Конфликтная ситуация, скорее всего, уйдет, чувство вашего достоинства не пострадает, обидчик в своем неправильном поведении остановлен и дальше вы сможем с ним общаться нормально. Посмотрите, из четырех условий вы реализовали все четыре! Замечательный результат!
Мягкой конфронтации предшествует нравственно-психологический анализ ситуации. Часто бывает достаточно намека, и партнер, допустивший незлоумышленный конфликтоген, засмущается и отступит.
На деле это выглядит так:
- Просим снять конфликтоген.
- Частично оправдываем партнера обстоятельствами и нашим собственным поведением.
- Партнер должен знать: мы не стремимся к конфликту. Поэтому отдельным блоком — мирные инициативы.
- Конструктивные предложения: разрешить противоречие так, чтобы конфликтоген был снят, чтобы уменьшились трудности дальнейшего партнера.
- Стараемся, чтобы в нашем поведении не проскользнули бы даже минимальные конфликтогены.
- Подаем уместные, нельстивые, искренние, с чувством меры синтонные посылы.
Это – смягчение ситуации. Но вместе с тем и предложение (давление): ответь и ты мне уменьшением напряженности. Важно не соскользнуть на манипуляцию, когда можно перейти грань агрессии. Подача синтонных посылов — нелегкое дело.
В интонациях при мягкой конфронтации с близкими людьми нужна:
- неуверенность;
- прерывистость;
- негромкость;
- нежесткость;
- рассудительность;
- легкая обида;
- удивление;
- обескураженность;
- сожаление;
- щадяще-настоятельная просьба.
Избегаем вкрадчивости, фальши, неискренности.
С неблизким человеком: уверенность и гладкость (а не прерывистость), оттенок вальяжности и отчетливое чувство достоинства; речь может быть и более громкой, и подчеркнуто переходить на почти шепот; модуляции в голосе позволяют разрядиться и в то же время выглядеть спокойным.
Взгляд направляем на разные точки контура верхней части фигуры, редко на лицо, еще реже в глаза. Поза не развязная и не скованная.
Жесты — скромные, неэнергичные, кистью руки, но живые.
Важно довести «мягкую конфронтацию» до желаемого результата, включив в свою речь все четыре пункта: описание своего состояния, просьбу убрать конфликтоген, синтон и мирную инициативу. В реализации первого пункта используем манипуляцию, второго – давление, третьего снова — манипуляцию (синтон как попытка принизить себя, хотя на самом деле ты же так не думаешь). И только четвертый пункт приводит все к логическому концу – к продолжению дружбы или сотрудничества.
Жёсткая конфронтация
Схема поведения здесь похожа на «мягкую конфронтацию», но есть и различия:
- «Я чувствую А, потому что после В, ты меня не понял». Это более жесткое описание внутреннего состояния, но пока — продолжение «мягкой конфронтации».
- Никаких просьб – только требование убрать конфликтоген. Раз это требование, то применяйте допустимые конфликтогены, демонстрирующие вашу доминанту: определенный тон, глаголы в повелительном наклонении и т.д.
- Никаких синтонов собеседнику. Формулировка проста: «если продолжишь, то…».
- Мирные инициативы сохраняются («Мне бы очень этого не хотелось» – обязательная в этом случае фраза).
Таким образом, может получиться следующая речь: «Саша, мне очень неприятно, что ты меня не понял с первого раза. Прекрати так себя вести! Прекрати немедленно! Если это будет продолжаться, я, пожалуй, позвоню твоей маме и спрошу, как она действует в подобной ситуации. Но мне бы очень этого не хотелось». Так следует говорить с ребенком, который не может остановиться и все красуется перед другими.
Если же он борется за власть? Тогда совсем жестко:
«Саша, когда я, обращаясь к отряду, вижу с твоей стороны столь хамское ко мне отношение, у меня рождается ответ тебе. Так вот, я никому не позволю разговаривать со мной в подобном тоне! Если ты еще раз позволишь себе подобное, дальнейшее наше общение будет проходить в присутствии начальника лагеря. Мне до этого не хотелось бы доводить, я надеюсь, что мы с тобой поймем друг друга и так».
Ваш тон при этом должен быть достаточно агрессивен – задача продемонстрировать допустимое доминирование. Но оскорблений вы не допускаете и перехода на личности тоже. И ни в коем случае здесь не должно быть недопустимых конфликтогенов. Не угрожайте неадекватно, т.е. если не можете исполнить угрозу. Все угрозы надо выполнять обязательно. Если же угрозы приведены в жизнь, а ребенок не унимается, то затем следует такой приём выхода из конфликта, как привлечение третьего лица (директор, родители). Вы на этапе превращения конфликта в «управляемый». Но вначале все же обратитесь к директору, не надо «прыгать через ступеньки». Обычно у директора конфликт и сворачивается, а если нет – обращаться к родителям будет уже сам директор.
При «жесткой конфронтации» конфликт скорее всего снимется, ЧСД взрослого не пострадает, обидчик будет остановлен и дальнейшее общение возможно. Нужный результат достигнут — все четыре условия реализованы! Очень даже замечательно!
Главный блок жесткой конфронтации — формулирование обвинения. В неуправляемом конфликте обвинения хаотичные, в данном варианте претензии конкретны – это подведение под статью какого-либо кодекса: морального (это не по-человечески), административного (это не по правилам) или уголовного (статья УК).
Вместо просьбыснять конфликтоген (в мягкой конфронтации) —требование. Содержание блока в сущности то же. Даже слова могут не меняться. Но декларация более настоятельная.
В мягкой конфронтации есть блоки, которые с легкими изменениями можно повторить в ходе жесткой конфронтации. Это конструктивные предложения и мирные инициативы. Они работают на смягчение:
- Формулирование угрозы. Угрозы, как и обвинения, высказываются обычно в духе «двигательной бури». И ясно, что дело кончится только эмоциями. А спокойное формулирование — это серьезно. При этом близкому человеку угрожать мы можем частичным свертыванием отношений. Угрожать неблизкому человеку можно уже не только разрывом отношений, но и различными социально приемлемыми активными защитно-агрессивными действиями.
- Подача допустимых конфликтогенов. Этот блок особый: очень надо и очень трудно блюсти чувство меры. С близкими людьми (с ними «детей крестить») — вообще никаких конфликтогенов, как и в мягкой конфронтации. Но в жесткой конфронтации с неблизкими, наступающими на наши права, конфликтогены необходимы. Надо подкрепить их действия неуспехом; но надо, чтобы мы были неуязвимы: наши фразы можно запротоколировать, а мы не будем осуждены.
- Интонации. С близкими людьми — горькая обида и обреченность (жесткая конфронтация – дело вынужденное: надо сохранить достоинство). Это особо важно при формулировании угрозы. По отношению к людям неблизким — в речи формально-сухие нотки, уверенность, гладкость, нет пауз, текст как бы заучен. Голос твердый, даже громкий, в нем — металл. Но нельзя срываться на крик. Здесь и проявится чувствомеры. Применимы снисходительность, вальяжность, ирония, язвительность. Еще лучше интонации менять. Это повышает уверенность и помогает выплеснуть агрессию, не впадая в ярость. Взор — по контуру головы, периодически в глаза. Поза: с близкими – неагрессивная; с неблизкими — неразвязная, но независимая. Жесты могут быть более энергичными, но не экспансивными.
Управляемый конфликт
Данный способтоже имеет определенные правила. Прежде всего любое «управление» должно проходить в присутствии всех сторон конфликта.
Пример: Когда взрослый звонит родителям ребенка, он говорит в его присутствии и обязательно ставит телефон на громкую связь. Произнести можно следующее: «Наталья Ивановна, здравствуйте. У нас произошел очень неприятный инцидент с вашим сыном. Он сейчас вас слышит». Почему это надо сделать? Во избежание превратного толкования беседы. Вы же не знаете, как родители используют ваши слова в своих интересах? Ведь возмущенная мама вполне может сказать сыну: «Почему твой учитель говорит про тебя то-то и то-то?». А вы – ни сном, ни духом, ничего подобного не говорили и даже не думали. Ребенок же будет оскорблен несправедливостью обвинений, что окончательно разрушит доверие.
Итак, первое правило – все разговоры о конфликте только в присутствии всех сторон третьего лица.
Второе правило – составьте конкретную претензию. У вас будет для этого несколько минут, часов или дней, но приготовить себе «шпаргалку» – некий «репортаж о случившемся» – необходимо. Его можно даже написать. Не для того, чтобы потом прочитать, просто это, по словам Ломоносова, как математика, «мысли в порядок приводит». Когда случился конфликт? Как все происходило? Как вел себя ребенок? Почему вы считаете это недопустимым? Почему вас это задело? И что вы хотите в конечном итоге получить, что извлечь из ситуации?
Вот такая речь к директору должна получиться:
«Ирина Владимировна, вчера у нас произошел неприятный инцидент. Когда я говорила то-то и то-то, наш подопечный Михайлов Саша сделал то-то и то-то. Я сделала ему замечание, он отреагировал так-то и так-то. Я считаю такое поведение недопустимым, потому что это роняет мой авторитет. Это очень меня расстроило и работать в такой обстановке я не могу. Прошу вас разобраться в ситуации». Пока вы этот «репортаж» произносите, можно апеллировать к оппоненту: «Это правда? Так все и было?»
Высказавшись, вы замолкаете и полагаетесь на мнение директора. Если он принимает решение не в вашу пользу, а вы точно чувствуете себя правым, вы применяете к начальнику «мягкую конфронтацию»: «Ирина Владимировна, вы знаете, меня очень обидело решение, которое вы приняли. Я действительно очень хочу понять, в чем я не права. Пожалуйста, помогите мне разобраться. Мне сложно будет дальше работать, не понимая, что правильно, а что нет. А увольняться совсем не хочется».
Как можно заметить, все три предложенные способа действительно «работают», то есть, помогают не просто остановить развитие конфликтной ситуации, но и выйти из конфронтации, сохраняя спокойствие и уверенность в себе. И если вернуться к нашей схеме правильного выхода из конфликта, мы убедимся в реализации всех четырёх условий:
- Устранение конфликтной ситуации.
- Сохранение у каждой стороны конфликта чувства собственного достоинства (ЧСД).
- Обидчик должен быть не столько наказан, сколько остановлен в своем поведении. Иначе в своей безнаказанности он будет продолжать делать то же самое, отрицательная модель поведения закрепляется и нового витка конфликта не избежать.
- Должна сохраняться почва для дальнейшего сотрудничества, т.е. просто силой авторитета остановить неверное поведение ребенка мало, надо сохранить возможность дальнейшего бесконфликтного общения.
Как понять, что в нашей речи конфликтоген, а что синтон? Такая табличка из книги доктора психологических наук А.П.Егидеса поможет вам. Ориентируйтесь на нее, когда будете готовиться к какому-либо серьезному разговору или анализировать свое поведение после ссоры с товарищем…