Ваш ребёнок через год идёт в школу? — Значит сейчас самое время уделить как можно больше внимания, формированию у ребёнка необходимых навыков ученика.
Проблема
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Так некоторые детишки не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку. Часто стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо. Многие не могут поддержать и развить установившийся дружеский контакт. Не могут выразить свою симпатию или сопереживание. Часто конфликтуют со сверстниками или замыкаются в одиночестве.
Неумение детей организовывать общение, приводит к личностным и поведенческим нарушениям! Ребёнок становиться замкнутым или испытывает чувство отверженности.
При подготовке ребёнка к школе родители, обычно, обеспокоены решением поверхностных проблем:
- все ли купили из предметов первой необходимости;
- справится ли он с программой обучения;
- примет ли его коллектив.
Основные трудности, с которыми приходиться встречаться родителям и детям, начинаются уже в процессе обучения. Это и непонимание «особенностей» их ребёнка со стороны учителя. И «нежелание» учиться, быстрая утомляемость, вялость, неусидчивость и рассеянность и т.д. самого ребёнка. Для многих родителей этот груз проблем становится неподъёмным, обременён конфликтами и излишней раздражительностью по отношению к первокласснику… Случается, так и гибнут нераскрытые ростки таланта маленького человека со школьной скамьи. Сложившаяся система общеобразовательной школы не учитывает особенности одного ученика, плохо ли хорошо ли, но так устроены образовательные процессы. Не случайно сегодня так широко употребляем термин «педагогическая запущенность». Что вызывает чувство глубокого оскорбления со стороны родителей, только по причине непонимания ими существа проблемы. Как правило, для родителей это звучит как приговор об отсутствии способностей к учебе их ребёнка. Что в корне неверно!
Избежать такой участи можно. Нужно лишь приложить некоторые усилия в воспитание малыша с раннего или среднего дошкольного возраста, задолго до критической оценки его ученических качеств.
Актуальность темы
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации ребёнка в школьном коллективе. Это и его успешность в различных видах деятельности, и расположенность к нему окружающих сверстников. И самое важное – положительные отклики учителя! Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей школьной жизни.
Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития. Которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Коммуникативные навыки – это те умения, которыми ребёнок должен владеть перед поступлением в начальные классы школы и которые продолжит совершенствовать в подростковом периоде своей жизни.
Так ребенок к школьному возрасту должен усвоить речевой этикет и умение поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. Овладеть способностью домысливать события и развёрнуто, полно, логически стройно излагать события. Родителям следует понимать, что именно результаты коммуникативных навыков дают возможность легко усваивать школьную программу.
Чему следует уделить внимание родителям? Конечно, общению и коммуникации с ребёнком.
Общение — это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми.
Коммуникация — это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.
Ребёнка нужно учить обмениваться информацией, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, воспринимать партнёра по общению адекватно и налаживать взаимопонимание с собеседником.
Учить процессу коммуникации как посредством речи, так и невербальному контакту. В этом процессе приобретаются необходимые навыки и умения, иными словами, коммуникативные способности. Такие как, легкость установления контакта и поддержание разговора, умение слушать и высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстоять свою позицию, возможность прийти к компромиссному решению.
Коммуникативные способности играют ведущую роль в социальном развитии дошкольника. Именно они и позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других детей и учителя в данных ситуациях и на основе этого, адекватно и правильно выстраивать свое поведение.
Умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения, как раз и помогает ребёнку в его будущей адаптации в классе.
Резюме
Подытожим выше сказанное, ребёнок, стоящий на пороге школьной жизни, должен владеть следующими навыками:
— общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— уметь себя обслуживать самостоятельно;
— быть целенаправленным и уметь регулировать собственные действия;
— быть эмоционально отзывчив и способен к сопереживанию;
— быть готов к совместной деятельности со сверстниками;
— с уважением относиться и к сообществу детей и учителей школы;
— быть позитивно настроен к различным видам труда и творчества;
— владеть основами безопасного поведения в социуме, быту, природе.
Почему моё обращение адресовано вам, дорогие родители, а не представителям дошкольных учреждений? Последние знают и выполняют свои обязанности в рамках программы дошкольного образования. А вот семья как институт воспитания важен тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, именно в ней он растет, развивается, постигает жизненный опыт, готовится к выполнению различных социальных ролей своей жизни. Статус ученика – это первая и важнейшая социальная роль маленького человека, определяющая все его дальнейшие успехи или поражения.
Семья – одна из важнейших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Она возникла значительно раньше классов, наций и государств, в недрах первобытнообщинной формации.
Как взаимодействовать с ребёнком, о чём говорить и как формировать ( или корректировать) навыки социального общения в кругу семьи, поговорим в следующей публикации.