Если у ребёнка проблемы с общением…

Причины

Итак, что следует понимать под социальными навыками.

Вербальные и невербальные проявления поведения в процессе взаимодействия ребёнка с социумом являются показателями социальных навыков дошкольника. Большинство навыков ребёнок приобретает в раннем возрасте, совершенствует и развивает их в дальнейшей жизни. Базовые навыки малыш получает в семье. По мере взросления среда, окружающая малыша, меняется: ясли, детский сад, школа, ВУЗ и так далее. Поэтому на каждом возрастном этапе ребёнок выполняет различные социальные роли, что требует от него постоянного расширения круга социальной компетенций.

Тем не менее, семья остаётся первоначальной и основной средой для малыша, где он учится социальным навыком. Семья может быть полной или неполной. Может находится в сложных жизненных обстоятельствах. Кризис семейных отношений может коснуться любой семейной пары. Внешнее воздействие различных стрессовых ситуаций, полученных на работе, в транспорте, в сфере услуг, проблемы со здоровьем и т. д., — всё это прямо или косвенно отражается на взаимодействии всех членов семьи.

Современная среднестатистическая школа ориентирована на коллективное сознание ученика. Расширяется культурное многообразие участников, увеличивая классную нагрузку на учителя. Повышенные требования к учителю расширяют круг его обязанностей, возрастает необходимость повышенного внимания к эмоциональным и экономическим нуждам детей.  Так на фоне всё новых вызовов учитель не в состоянии уделять достаточного внимания индивидуальным особенностям некоторых учеников. У школы просто не хватает времени на применение должных практик по развитию социальных навыков учеников.

А что же дети? Детишки чем старше, тем больше времени проводят вне круга семьи в различных социальных группах со сверстниками: двор, секции, дополнительные занятия. В результате у ребёнка появляется больше шансов самостоятельно развить и совершенствовать социальные навыки. Это одна «сторона луны». Худшее может ожидать родителя на скрытой стороне… Общаясь и взаимодействуя с различными социальными группами, у ребёнка есть все шансы усвоить и принять за норму поведения негативную модель. Получить непреодолимые эмоциональные травмы. Приобрести нежелательные аддикции или девиации.

Ваши действия…

Необходимо узнать и понять, как ваш ребёнок устанавливает связь с окружающими.

  1. Если установлен контакт с учителем или тренером, следует поговорить с ними.

Поинтересуйтесь какие у него трудности: к примеру, являются ли эти трудности временными или носят характер модели поведения; связано ли это со стрессом, с тем, что его не любят в группе? Каковы его сильные стороны?

2. Можно поговорить в доверительной и корректной форме с близкими друзьями ребёнка.

Постарайтесь определить проблему: к примеру, сложно ли ему добиваться поставленной цели или пробиваться в зону приоритетного внимания; есть ли сложности при ведении диалога (даже простых ответов о самочувствии) или игры; есть ли умение отстаивать свою точку зрения без агрессии; есть ли способность завершения какой-либо деятельности в приятной и уместной форме.

3. Можно установить краткосрочное наблюдение за ребёнка вне домашней обстановки, как говорится, увидеть все своими глазами. Специалисты рекомендуют обратить внимание на сферы жизни, которые приносят ребёнку дискомфорт, заметно усложняют взаимодействие с окружающими.

  • проблема коммуникации: малыш не умеет вливаться в коллектив, предпочитает сидеть в уголке, пока другие играют;
  • вербальные трудности: ребёнок не понимает правил ведения разговора, плохо ориентируется в формулах этикета (когда нужно здороваться, прощаться, предлагать помощь);
  • проблемы с невербальной стороной общения: малыш не распознаёт оттенки эмоций, с трудом понимает, как окружающие относятся к нему – не умеет читать лица и жесты;
  • ребёнок участвует в травле или является жертвой.

При сильных моральных травмах следует обратиться к психологу: буллинг — травля сверстников. Для решения проблемы необходимо вовлечение родителей и учителей.

Диагностика проблем

Если способность общения не сформирована в детстве, то это негативно влияет на дальнейшую социализацию подростка. Именно этот фактор определяет тенденцию роста негативных и деструктивных явлений среди несовершеннолетних. Проявление жестокости, повышенная агрессивность, отчужденность, увлечение различными деструктивными течениями в закрытых группах, психосоматическая зависимость, — все это берёт свои истоки в дошкольном детстве. Что делать?

Когда в вашем случае у ребёнка не выявлено глубокой эмоциональной травмы, и вы вовремя обратили внимание на существующую проблему, тогда можно самостоятельно провести социо-педагогическую коррекцию поведения вашего малыша. Для чего достаточно руководствоваться советами публикаций этой рубрики — дорогу осилит идущий!

Top