Если ребёнок не хочет учиться…

«Дети по Agile»

В каждой семье есть свои правила и запреты. Однако часто они просто “витают в воздухе”, не поддаваясь четкой формулировке. Пора в корне менять ситуацию и четко определить правила.  

Правила необходимы детям и родителям, не только как механизмы собственной защиты, но и как эффективные инструменты формирования навыка самоконтроля. Что в свою очередь положительно влияет на постановку целей и стимулирует личную мотивацию к действию.

С чего начать?

От admin:

Разумеется, с игры! Сначала выясните самое заветное и реализуемое желание вашего ребёнка в краткосрочной перспективе, например, совместный воскресный отдых в парке. Это желание будет тем важным и необходимым стимулом побуждения к действию в реализации поставленной задачи: научить чему-либо, сформировать или развить определённый навык (учебный или бытовой) и т.д. Затем, объявите основное условие игры – участие в семейном спринте или учебной викторине (домашнее задание для детей и новое энциклопедическое знание для родителей) на протяжении всей недели. По результатам которой члены семьи решат, получат ли участники главный приз, определённый желанием вашего ребёнка на старте. Важно! Даже, если кто-то из членов семьи не справился со всеми поставленными задачами, реализовать это желание в жизнь (провести воскресный день в парке вместе). Условная «морковка» должна быть получена на финише. А те задачи, с которыми в силу разных причин не удалось справиться, следует перенести на следующий раут игры (недели) и проследить за полным её выполнением. Излишняя строгость и требовательность к ребёнку могут загубить на корню любой энтузиазм. По мере развития заинтересованности малыша в игре, стартовым желанием ребёнка может быть нечто реализуемое и в долгосрочной перспективе (подарок к Новому году), НО! цикл игры не должен занимать интервал более 4 недель. При этом, следует чередовать ежедневные и недельные задачи (бытовые навыки и познавательные умения).

Решение задач

Самый простой и неотъемлемый инструмент или атрибут вашей игры – это доска задач. С течением времени вы научитесь перестраивать доску, добавляя столбцы и строки, делая процесс удобным и понятным для всех членов семьи.  Гибкий подход к требованиям делает доску уникальным инструментом, создаваемым именно для вашей семьи, а не для посторонних. Таким образом, “доска” — это в большей мере собирательный образ, для создания которого можно призвать всю свою креативность. Однако помните основные правила:

Итак, три колонки:

“Сделать” — состоит из списка задач, которые мы хотим или которые нам необходимо выполнить. Задачи расположены по приоритету, который определяет вся семья. Хотя общие правила и создаются родителями, важность задач определяется всей семьей сообща. Для некоторых задач сложно сразу определить приоритетность, поэтому может появиться еще одна колонка. В этом случае мы можем назвать второстепенные задачи колонкой “Резерв задач”, а приоритетные — колонкой “Сделать”.

“В процессе” — состоит из задач, на которых решили сосредоточиться и начали работать. Когда кто-то приступает к выполнению задачи, он перемещает ее в эту колонку. Она создает ясное представление о положении дел в текущий момент.

“Сделано” — здесь расположены все наши выполненные задачи.

После нескольких дней «жизни доски» вы можете заметить, что некоторые задачи до сих пор не завершены. В такой ситуации поможет создание колонки “Препятствия”.

Эта колонка состоит из задач, которые не могут выполняться или не могут быть завершены к определенному моменту. Тот, кто столкнулся с подобным препятствием, оповещает о нем остальных. Это должно помочь понять причину и пути решения поставленной задачи. Иногда для преодоления препятствия понадобится помощь, а иногда нужно позволить ребенку справиться самому, лишь подсказав направление

!!! Помните, что не нужно завершать задачи за кого-либо. Можно только помочь в устранении препятствия.

Что собой представляют препятствия?

Например, ваш сын вечером собирает школьную сумку на следующий день, но не может найти одну книгу – это препятствие. Вы можете помочь, рассказав, где можно искать пропажу и подсказать, как этого избежать в будущем. Но вам точно не надо бросать все дела и искать книгу вместо сына.

Колонка “Препятствия” позволяет ребенку и родителю общаться в спокойной и логичной манере. Научит ребёнка не бросать дела на пол пути, а находить нужные способы достижения, не теряя мотивации к действию.  

Перемещать задачи в колонку “Сделано” лучше после общего согласия, можно ли ее считать выполненной.

!!! Чтобы начать, нужен минимум задач

Эффективный диалог

Лучший вариант семейного диалога — это “круговое общение”, общение всех со всеми, при котором задачи членов семьи делятся на всех.

При таком общении нет отчетности детей перед родителями. Это очень важный момент, который нужно понимать. Ведь именно это делает семью командой, а не солдатами, исполняющими родительские указания.

Родителям нужно осознать, что язык, на котором они будут разговаривать со своими детьми, станет языком, на котором ваши дети будут общаться с вами. Если это будет интересно, в дальнейшем дети сами начнут просить и предлагать идеи по улучшению процесса.

Запомните, что лидируете здесь вы! Именно от вас зависит, получится ли построить такой процесс в вашей семье. Когда пройдет время и привычка будет сформирована, дети возьмут лидерство на себя и уже сами станут напоминать вам об очередном обсуждении. Но это позже, а пока ваша задача – удостовериться, что семья соберется вместе. На начальных этапах лучшее место для семейной встречи – доска задач. Для людей очень важно встречаться, разговаривать, делиться самым важным. Важно разговаривать о том, как прошел день. Это также важно, как и еда.

!!! Родители также должны рассказывать о своих задачах и о том, как прошел день

!!! Навязывание задач и тотальный контроль – верный путь к демотивации

Отцы и дети

Соблюдение правил входит в обязанности родителя

Труднее всего объяснить правила детям. Из-за непонимания они начинают бунтовать, и родители могут идти на уступки. Вспомните, как часто вы говорили: “Хорошо, ОДНУ конфетку и спать”? Теперь ребенок считает, что может изменить правила, и вследствие этого возникают проблемы.

Кто-то должен установить правила и ограничения, следить за их соблюдением и знать, когда применять больше или меньше давления для их исполнения. И этот кто-то — родители.

Еще один важный момент: ребенку нужны навыки общения внутри семьи, в качестве подготовки к выходу во внешний мир. Это называются социализацией, и ее основы закладываются внутри семьи. Все, что мы получим внутри семьи, впоследствии в десятикратном размере отразится на жизни, которая начнется за ее пределами.

Основные задачи детей – научиться мотивировать свои действия, получать удовольствие от процесса и результата труда, следуя определенным правилам. А родители в этом случае вынуждены устанавливать правила и контролировать процесс так, чтобы дети стали не только самодостаточными личностями в реальном взрослом мире, но и успешно справлялись с учебным процессом в школе.

Главные функции родительской роли – направлять и реализовывать.

Семья – естественная среда для роста ребенка. Именно здесь зарождаются и определяются вещи, которые он будет любить и которыми захочет заниматься в будущем при выборе профессии. Эти простые и удобные инструменты помогут на этом пути.

Используйте в воспитании методологию «Дети по Agile». И у вашего ребёнка «проснётся» тяга к учёбе!

Top