Восприятие, оценка и выражение эмоций: от теории к практике

Итак, если родители постоянно уделяли внимание воспитанию малыша, то к пяти годам он уже полностью овладевает механизмами маркировки эмоций. Теперь следует этап закрепления полученных представлений. Обобщим основные аспекты. 

Так к школьному возрасту ребёнок должен владеть:

  1. Способностью идентифицировать эмоции других в картинках, художественных произведениях, через вербальные (устная речь) проявления и поведение.
  2. Способностью идентифицировать эмоции в физических состояниях, ощущениях и мыслях. 
  3. Способностью различать точные и неточные, или подлинные против неподлинных выражений чувств. 
  4. Способностью точно выражать эмоции и выражать потребность с этими ощущениями.

В теории

Опыт, который ребёнок получил на примере любимых героев сказок и мультфильмов, расширяем на более сложном уровне. От чтения сказок для малышей, переходим к ознакомлению с детскими рассказами и сказками классиков русской и мировой литературы, к информативным и художественным текстам с более сложной сюжетной линией. В таких произведениях автор предлагает читателю задуматься над оценкой поступков героев, подталкивает к размышлениям и необходимости самостоятельно определять отношение к поступкам того или иного характера. Это касается и фильмов и мультфильмов для старших дошкольников. Игровое детское кино предлагает разнообразные сюжеты житейских событий. Например, тех, которые никогда не произойдут в кругу вашего общения. Однако, для понимания ребёнком эмоций разных людей в различных ситуациях, они являются неоценимым источником информации. Позже, имея определённый опыт самоосознанности, ребёнок легко ассоциирует себя с положительным героем. Как правило, детям хочется подражать лучшему примеру.

Обязательно, комментируйте и обсуждайте каждую сюжетную линию. Если аналогичные или похожие случаи происходили в кругу близких вашей семье людей, следует приводить их в сравнение. 

Ваши задачи

  • Учить ребёнка рассуждать об эмоциях;
  • Практиковать в сравнении эмоциональных состояний: что чувствуешь? чего хочется в эту минуту? почему? что нужно сделать? как помочь в этой ситуации?;
  • Фиксировать внимание сначала на личных ощущениях, затем, сравнивать с аналогичным поведением других и давать оценку;
  • Анализировать эмоциональное состояние и определять истинную причину;
  • Участвовать в оказании помощи и проявлять сочувствие к другому ребёнку в трудную минуту;
  • Подсказывать пури управления и самоконтроля эмоциями.

От теории к практике

Игра! И ещё раз игра! Только на практике, подражая тому или иному сюжету, увиденному в жизни или на экране, ребёнок может почувствовать эмоциональные качели.  Для ребятишек сюжетно-ролевая игра это самая комфортная среда обитания. Они играют в продавцов и врачей, в маму и папу, в дедушку и бабушку, и т. д. Меняются ролями или провоцируют друг друга. И это нормальный опыт первых попыток соответствия образу — проба характера. Именно так, в качестве «актёров», дети проживают различные эмоциональные состояния. Можно сказать, примеряют ролевой костюмчик характера: оптимист или пессимист, лидер или игрок второго плана, сильный или слабый, плакса или задира и т.д. Что помогает осознать им собственные возможности и определить границы личной свободы в пределах личной безопасной зоны комфорта.

Разумеется, родители не располагают достаточным временем, для углублённого погружения в практические занятия такого плана. Эти задачи решает множество дошкольных учреждений, детских клубов и центров дополнительного образования. Обязательно приобщайте ребёнка к коллективу сверстников. Домашний уют и покой не закалят характера малыша, наоборот, могут нанести непоправимый вред формирующейся личности. 

К пяти годам положение ребёнка в семье меняется с царственного на дружеское. Ваша задача на этом этапе играть роль старшего товарища и при этом выполнять основные воспитательные функции родителя. Необходимо создать  условия для эмоционального взросления вашего ребёнка. Следует подготовить его к социальной роли следующего возрастного периода — к роли ученика, выполнять которую ему предстоит долгие одиннадцать лет. Ребёнок должен быть эмоционально готов к этапу освоения следующего показателя EQ — мотивации к саморазвитию. Поэтому участвуйте в его личной жизни, интересуйтесь его ежедневными проблемами, отношениями с друзьями и личными переживаниями. Говорите, поясняйте и учите. И меньше всего ругайте за ошибки и неопытность.

Мотивация — один из самых сложных навыков эмоционального интеллекта, как для ребёнка, так и для родителей. Умение и готовность мотивировать свои действия, можно сравнить с ходьбой на ходулях. Чем виртуознее способность к мотивации, тем успешнее образовательный маршрут школьника.

Top