Cоциальная компетентность ребёнка-дошкольника

Социализация это…

Взаимодействие ребёнка и общества определяется понятием «социализация». Социализацию следует рассматривать на примере понятия «адаптация». Адаптация или процесс вхождения малыша в социальную среду, сопряжён как с приспособлением к психологическим и социологическим факторам, так и с преодоления негативных влияний этой среды, мешающий саморазвитию и самоутверждению.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни ребёнка. Иначе говоря, это этапы познания, каждый из которых специализируется на решении определённых возрастных задач, без постижения которых последующий этап может быть искажён или заторможен.

Важнейшим из таких этапов является как раз дошкольный возраст! Для малыша это период начальной социализации личности, времени, когда он устанавливает начальные отношения с основными сферами бытия — познанием и деятельностью. И начинается этот период с первой улыбки матери и отцовских ладоней.

Семья является основной имитационной социальной средой для ребёнка. В кругу семьи начинается формирование личностной социальной компетентности малыша. Родители передают ребёнку собственный и общечеловеческий опыт. Именно опыт первых отношений в семье становится фундаментом для дальнейшего развития ребёнка, то, что и определяет особенности самосознания ребёнка: отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей. На примере родителей ребёнок постигает формы межличностных отношений мальчиков и девочек. И если в старшем дошкольном возрасте происходит нарушение эмоциональной сферы и социальной адаптации ребёнка (агрессивность, стеснительность, тревожность и т.д.), то это связано с особенностями воспитания в семье.  Корректировать поведение можно и нужно в тесном контакте родителей и воспитателя.

Самым эффективным способом, направленным на воссоздание и усвоение положительных моделей социальных отношений, в котором формируется и совершенствуется индивидуальность ребёнка, разумеется, являются игра.

В игре дети научаются жить и действовать сообща, оказывать друг другу помощь, умению учитывать желания и потребности других, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, отстаивать свое мнение, а также совместно строить и реализовывать планы. Все это способствует формированию общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, внимания, взаимопомощи, то есть всего того, что требуется для жизни в социуме. Воспитание в игре – это своеобразная школа развития социальных навыков у детей-дошкольников.

Что такое социальные навыки (компетентность)

Социальные навыки – показатель эмоционального интеллекта ребёнка, которому воспитатели и преподаватели отводят важную роль в процессе становления личности. Без этой группы навыков умный ребёнок не сможет применить полученные навыки на практике: важно не только создать что-то, но и донести мысли до аудитории.

  1. Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду:
  • — мотивационного, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;
  • — когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника, способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д.);
  • — поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

2. Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, усвоения ребёнком этических норм межличностных взаимоотношений и личной позиции отношений.

Ошибочно полагать, что социальные навыки касаются только сферы общения, коммуникации. На деле социальные навыки включают в себя множество разноплановых аспектов: адекватное восприятие собственной индивидуальности, способность сопереживать, умение работать в команде и так далее.

Зачем нужны социальные навыки?

1. Регулируют область межличностных отношений: ребёнок легко заводит друзей, находит единомышленников.

2. Минимизируют межличностные отношения: дети с развитыми социальными навыками быстро проходят адаптацию, не грустят из-за смены внешних обстоятельств.

3. Формируют адекватную самооценку с детства, что положительно влияет на жизненные достижения, развитие во взрослом возрасте.

4. Социальные навыки нельзя отделить от построения успешной карьеры: лучшие специалисты должны не только разбираться в профессии, но и обладать высоким эмоциональным интеллектом.

Хорошие социальные навыки необходимы для успеха, безопасности и умения приспособиться к жизни дома, в классе, на игровой площадке. Если ребёнок способен ладить с другими людьми, он сумеет развить в себе способность быстро восстанавливать физические и душевные силы при встрече со стрессовой ситуацией. Научиться компенсировать недостатки или неудачи в других сферах жизни.   

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Top